Грицкевич Мария,
ученица 8 класса
МОУ «Орехово-Зуевская СОШ №17»
(научный руководитель – Гринёва Надежда Мировна).

НАРОДНЫЕ ИГРЫ РОДНОГО КРАЯ.

ВВЕДЕНИЕ. Все дальше уходят от нас народные традиции. Игры, песни, обряды далеких предков оставляют едва заметный след.

Знакомство с детским фольклором произвело на меня впечатление, и я решила узнать, какие игры были распространенными в нашем районе, сохранились ли они на сегодняшний день? Откуда пришли к нам игры? Как отражались события на детском фольклоре? Знают ли мои сверстники об этих играх? Готовы ли они к тому, чтобы продолжить народные традиции? Передо мной встало много вопросов? Оставалось лишь найти на них ответы.

Идея данного проекта такова – предпринята попытка на основе исследований создать картотеку народных игр родного края.

Главная задача моей работы донести эту информацию до сверстников. Научить ценить, уважать, сохранять духовное наследие родного края.

Теоретические исследования сопровождаются конкретной работой, то есть созданием лекторских групп, задача которых обмен информацией по теме, и обучение младших школьников правилам игр.

В основу моего рассказа о мире игры родного края легли воспоминания жителей района, людей разного поколения, рассказы современных детей, исследования краеведов.

ИСТОРИЯ ИГРЫ РОДНОГО КРАЯ.

"Ты к земле припади – все воскреснет,
По-отцовски уколет жнивье.
Если все-таки жизнь-это песня,
Значит, детство-припев у нее".

В разных формах игра сопровождает человечество на своем пути его исторического развития – от древности до современности. Многие игры дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. Одни изменились, наполнились современным содержанием, другие сохранили свою самобытность.

Так, например, игра "Штандер! Стоп" сегодня имеет название "Форд – Баярд", "Города" – "Кино – мультики", "Фантики" – "Сотки", "Круговая лапта" – "Вышибала", Куклы-пупсы -Барби, "Катя-Катерина, нарисована картина"- "Съедобное-несъедобное". Знают наши сверстники и названия таких игр как "Бояре", "Колечко", "Казаки – разбойники".

Интерес вызывает следующий факт: в 20 веке широко были распространены игры, дошедшие до нас с древнейших времен.

Воспоминания Н.В. Ильиной:

"Играли в древнейшую игру — в "бояр" ("Бояре, а мы к вам пришли"). Нравились нам неосознанно отголоских древней игровой песни; "12 палочек", "казаки-разбойники", "калипень" ("чижик"), "лапта", "штандер", "садовник", "испорченныйтелефон", "кольцо-на лицо", "чехарду" и "лапту", "городки", "сыщик, ищи вора", "вышибалы", "колы-забивалы". Многие из них были связаны с мячом, в другие играли, сидя в ряд на лавочке. "12 палочек" и"колы-забивалы" являлись разновидностью хороничек. В первой трудным было собрать разлетевшиеся во все стороны палочки и положить их снова на кон-дощечку. Жульничать воспрещалось — заменить не найденную палочку новой. "Зевать" на кону было нельзя, т. к. коварный товарищ мог подбежать... и опять поди-сыщи эти палочки! А "колы-забивалы" требовала большой физической силы для водящего: вытащить из земли, забитый по самый верх кол (забивали все игроки по очереди) — труд поистине нелегкий. Игра в калипень (4-х гранная чурочка-"чижик" с заостренными и нанесенными на грани цифрами I, II, III, IV) таила в себе такую опасность. Желая, чтобы калипень не улетел далеко (трудно в таком случае попасть им на кон), водящий старался поймать его после удара лаптой, рискуя получить удар по лбу (в лучшем случае). Но сами понимаете: "риск — благородное дело", и однажды пишущая эти строки, встав слишком близко к кону, "заработала" такой удар по лбу от Риты Рысевой (Рита, помнишь ли ты?!), что аж искры из глаз посыпались! Прикладывали медные пятаки, но лиловые синяки все равно появились, потом пожелтели, позеленели и лишь спустя долгое время исчезли.

Лапта требовала точного удара и быстрого бега, к чему не все были готовы, да и мячи наши частенько поглощал сарай-склад 5-го магазина: они закатывались под него и ... прощай, мячик! Мяч и скакалки любили все. Можно ведь просто играть в мяч об землю, стенку, а можно играть и через колено, и через спину, и головой. Прыгать можно и через одну, и через две веревки, и на одной ноге, и на двух, и попеременно. Прыгали и по одной, и вдвоем, и втроем, и вчетвером. И веревка подбиралась не абы какая, а толстая, тяжелая, витая".

На протяжении 60 лет эти игры были любимым развлечением детей. Как видно из диаграммы интерес к ним постепенно падает.

Чем можно объяснить такое явление? Одни утверждают, что изменения в экономической и политической жизни страны в 90-е годы отразились на духовной жизни общества. Реформы сопровождались потерей нравственных ориентиров. Другие находят причины в том, что технический прогресс вытеснил традиционный уклад, внес некоторые коррективы. Появление компьютеров привело к некоторому разобщению детей.

У каждого своя точка зрения.

"Наше возвращение к народным традициям и обычаям сопряжено с особыми трудностями. Трудности эти, прежде всего, объективные "бури" и революции, небрежение к фольклористике, как науке на протяжении почти восьми десятков лет и многое другое, отдалившее нас от наших предков.

Нельзя считать, что для возрождения нашей национальной памяти достаточно лишь возродить народные праздники, типа Масленицы или Святок. Многое уже безвозвратно потеряно, и не только потому, что не сохранились тексты или ноты. Ушла соответствующая социальная основа, изменились условия, исказился менталитет народа, возросла ориентировка на западный образ жизни. Поэтому очень осторожно, не навязчиво, следует возрождать память народа "о былом". То, что будет приемлемо для новых условий – приживется, что не выживает из прошлого – то уйдет в былины, сказки" (Короткова Л.Д., преподаватель ОЗПИ).

Насколько верно оценила ситуацию в стране автор этих слов. С раннего возраста мы знакомимся с народными традициями через близкую для нас форму литературного жанра – сказку. Но с годами мы постепенно теряем связь с фольклором (независимо от изменений в нашей жизни). На смену приходят современные игры, порой просто развлекающего характера, не носящие познавательный, обучающий характер. Как сохранить народные традиции?

Самый простой выход научить детей играть в народные игры. Именно они учат соблюдать правила, взаимопомощи, поддержки, честности, доброте, вниманию и чуткости, с пользой проводить досуг, дружить, развивать смелость, ловкость, глазомер.

Давайте познакомимся с миром игры наших предков. Как появились они на территории нашего края. Обратимся к истории.

Начнем с тех игр, образы, сюжетное действие, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времен.

В конце первого тысячелетия нашей эры славянские племена вятичи и кривичи колонизировали бассейны рек Клязьма, Нерской, Гуслицы. Кроме вятичей и кривичей на наших землях проживало еще одно славянское племя – "дулебы". Игра у славян была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни. Многие по своему происхождению связаны с календарными праздниками. Например, игра "Дрема" восходит к игровой песне, которая исполнялась юношами и девушками в зимние святки, на праздничных вечеринках. К святочной игровой песне "Уж я золото хороню" восходит известная детская игра "Колечко" ("Колечко, колечко, выйди на крылечко").

"Колечко". Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладони лодочкой. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладони свои ладони, при этом он приговаривает: "Я по горенке иду, колечко несу. Колечко, колечко, выйди на крылечко! Кто с крылечка сойдет, тот колечко найдет!" игрок, у которого в руках колечко, должен вскочить с лавки убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться не пустить этого игрока.

К древнем обрядовым играм восходят сюжеты "Золотые ворота", "Дед Мазай", "Горелки".

"Горелки". По считалке выбирается горящий, он выходит вперед, остальные ребята становятся друг за другом в ряд и поют:

Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло.
Раз, два, смело
Погляди на небо –
Теги – гуси летят,
На всю Русь кричат:
- Га-га-га, га-га-га,
Не догнать нас никогда!
Горящий поет:
Стою, стою на бревнышке,
Стою, стою на солнышке!
Ой. горю жарко!
Ой, горю ясно!
Один из играющих спрашивает:
-Что ты горишь?
-Хочу добра молодца!
-какого?
-Тебя молодого!

Затем тот, кто спрашивал, убегает, а говорящий его ловит. Если поймает, то они меняются ролями, если нет, то выбирается новый горящий.

"Дедушка Мазай". Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например. сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т.п.), будут ему показывать.

Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!

После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем.

"Золотые ворота". Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя "серебряное блюдечко", другой – "наливное яблочко". После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "золотые ворота". остальные участники выстраиваются один за другим гуськом и проходят под игровой припев в ворота:

Золотые ворота,
проходите. господа"
В первый раз прощается,
второй раз запрещается,
А на третий раз
не пропустим вас!

Опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Задержанный игрок выбирает блюдечко или яблочко и встает на ту или другую сторону. то же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой – берут длинную веревку и перетягивают ее.

Игры доносят до нас древние формы брака (игра "Горелки"), перекликаются с хороводными песнями ("Бояре").

"Бояре". Играющие выстраиваются в две шеренги друг против друга. Во время исполнения песенных куплетов каждая шеренга мерным шагом подходит к другой и возвращается на прежнее место.

-Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли!
-Бояре, а зачем пришли,
молодые, а зачем пришли?
-Бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
- Бояре, сюртуки у вас худые,
Молодые, сюртуки у вас худые.
-Бояре, это чем не сюртук,
Молодые, это чем не сюртук?
-Бояре, вам которая мила,
Молодые, вам которая мила?
- Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
-Бояре она глупая у нас,
Молодые, она глупая у нас.
-Бояре, мы ее выучим,
Молодые, ее выучим.
-А как ее выучить,
Молодые, как ее выучить?
-Бояре, а мы плеточкой,
Молодые, а мы плеточкой.
-Она будет плакати,
-Молодые, будет плакати.
-А мы ее пряничком,
Молодые, ее пряничком.

Выбиравшая команда пытается пролететь сквозь руки другой команды. Если им это удается, забирают невесту.

"Дрема". Один из играющих выбирается Дремой, он садится на лавку и делает вид, что дремлет, остальные участники идут вокруг Дремы по кругу, меняя направление, и поют:

Сидит Дрема на полице,
вяжет Дрема рукавицы.
Пятый год!
Столь не вяжет, сколько дремлет,
Сам себя работой тешит.
Спит!
Будет, Дрема, стыдно спать.
Встань!

Дрема открывает глаза и выполняет просьбы играющих (поет, танцует, рассказывает истории).

"12 палочек". Играющие кладут на камень дощечку. На ее конец, опущенный на землю, укладывают двенадцать палочек. По считалке выбирают водильщика. Затем один из игроков ударяет ногой по приподнятому концу дощечки, и палочки разлетаются в разные стороны. Пока водильщик собирает палочки, водильщик кричит:

Пора, не пора –
Убегайте со двора!
Кто не спрятался,
Кричите – ура!"

Затем идет искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

"Море волнуется". Участники игры по считалке выбирают ведущего, он поет:

Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Любая фигура замри!

Во время исполнения игрового припева все делают какие – либо движения. как только прозвучит слово "замри", все останавливаются и замирают в той позе, в которой они были остановлены.

"Краски". Игроки выбирают хозяина и покупателя. Все остальные краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину.

- Тук, тук!
-Кто пришел?
-Я черт с рогами,
С горячими пирогами,
С неба свалился,
В горшок провалился!
-Зачем пришел?
- За краской.
-За какой?
-За красной!

Если отгадал, покупатель ловит участника.

Очень часто во время игр можно было слышать: "Чур, меня!" "Чур, мое!".

Чур – божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: "Чур, побереги меня!", то есть "Чур, меня". Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: "Чур, мое!"

Тропинка подвижной игры начинается с игрушки. Погремушка, бубенчики – первые спутники малыша. Первые игрушки изготавливали из подручного материала: соломы, дерева. Крестьяне долгое время радовали своих детей тряпичными куклами.

"Моя бабушка очень любила рассказывать о том, какие игрушки были у нее в детстве. Как она радовалась смешным куклам из соломы". /Иванова Л. И. 1928 г/.

Художественная обработка дерева, народное гончарство становятся позднее основой для формирования художественных ремесел. Появляются новые развлечения для детей: резная игрушка, глиняная свистулька. Казалось, изменялась жизнь людей, но незатейливые игрушки все еще радовали глаз и находили свое место в детской игре еще долгое время.

"Рядом с открытыми воротами по забору кустари-частники развешивали свои изделия или выставляли их прямо на земле. Расписные коврики в лебедях и полнотелых русалках, пестрые глиняные кошки-копилки, глиняные свистульки, куколки-"голеганчики", без платьица, с ручками "по швам", деревянные игрушки: курицы, поочередно клюющие невидимое зерно на дощечке, клоун-гимнаст, кувыркающийся через перекладину, медведи, пилящие бревно, мячик из опилок на резинке, игрушка "уди-уди". Любили рассматривать дети игрушечную мебель из металла, украшенную переводными картинками. И не было конца ребячьему восторгу, если родители покупали хрупких белых лебедей из воска" (Н.В. Ильина, "Зуевский базар").

Реформаторская деятельность Петра 1 изменила бытовой уклад.

Игры "Вам барыня прислала", "Я садовником родился" пришли не раньше чем 18 век, когда с Петровских ассамблей пошла мода на жеманность, галантность, совсем особого типа ритуальность "Светских" отношений. Но и эти игры пришлись кстати детям.

"Вы поедете на бал?". Ведущий подходит к каждому участнику игры и припевает:

Барыня прислала туалет,
В туалете вам билет.
Не билет там, записка,
А в записке говорится:
- "Да" и "нет" не говорить,
Черный с белым не носить,
Не смеяться, не болтать,
Губки фантиком держать.
Вы поедете на бал

После этих слов ведущий задает разные вопросы, на которые те должны отвечать быстро без запинок, но не произносить в ответах слов "да" и "нет", а также не называть предметы и вещи черного и белого цвета. Кто из участников ошибается, отдает ведущему свой фант Когда у ведущего набирается несколько фантов, у него их выкупают. ведущий дает игрокам какие – либо задания: спеть песню, сплясать, поскакать на одной ноге, после чего фанты возвращаются хозяевам.

"Садовник". Один из участников игры выбирается садовником, все остальные берут себе названия цветов. садовник поет и переговаривается с цветами:

- Я садовником родился,
не на шутку рассердился.
Все цветы мне надоели,
Кроме розы!

Цветок, взявший себе название "розы", на вопросы садовника отвечает, что влюблен в "тюльпан". после этого "тюльпан" переговаривается с садовником и называет цветок, в который он влюблен. Если кто-то из цветов замешкается ми не отзовется, из игры выбывает.

Распределением ролей в игре являются считалки, которые характерны для детского фольклора славян. "Что на улице шумят? Сарафан бабы делят: Кому клин, кому стан, кому целый сарафан". Дети использовали мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных плясовых, частушек, приспосабливая их к новым игровым задачам. Сюжеты считалок переходили и из профессиональной литературы. Кто не знает считалки "раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять?" Стихотворение – источник принадлежит педагогу, поэту 19 века Ф.Б.Миллеру.

Распространенными в нашем районе в 50-е годы были дореволюционные считалки.

"Вам барыня прислала 100 рублей.
Что хотите, то берите,
Черное с белым не носите,
"Да" и "Нет" - не говорите.
Вы поедете на бал?
 
"Раз, два – кружева,
Три, четыре – прицепили,
Пять, шесть – кашу есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – сено весить,
Одиннадцать, двенадцать – на улице бабы бранятся
Тринадцать, четырнадцать – перо и чернильница.

В голодные военные годы стала игра "в биту" под деньги. Мальчишки играли в войну, разбивались на две команды: одни – немцы, другие – русские. Спорили, кто за какую армию будет воевать. Но жеребьевка разрешала быстро эту проблему.

"Вышел немец из тумана,
вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить
Все равно тебе водить".
 
"Драки-драки-дракачи
Налетели палачи
Кто на драку не придет
Тому хуже попадет,
Выбирай из 3-х одно:
Дуб, орех или пшено"
 
"Раз, два. три, четыре, пять.
шесть, семь, восемь, девять, десять
Выплывает белый месяц,
А за месяцем – луна,
мальчик девочке – слуга,
Ты слуга, подай карету,
А я сяду и поеду
Я поеду в Ленинград,
Посмотреть какой наряд,
Синий, красный, голубой,-
Выбирай себе любой!"

В тридцатые годы интенсивно развивается театральное искусство. Это находит отражение в культурной жизни края. Ставятся постановки, создается театральная студия. Самодеятельные коллективы создавались не только в учебных заведениях, но и во дворах.

"Ставили отрывки из оперетт. Костюмы – мамин гардероб. Туфли мастерили сами, пришивая к тапочкам пустые катушки вместо каблуков". (Ильина Н.В.)

"Тяга к театру не угасала на протяжении многих лет. Ставили спектакли на лестничных площадках и в коридорах. Самодеятельные спектакли по мотивам сказок и фильмов" (Захарова И.Ю. 1968 г.).

"Играли во все игры, и вечные, и изобретенные детской фантазией. Совсем маленькие играли в песочек, пекли пирожки и приговаривали:

"Калабашка, испекись
И на волю не просись!.."

Летом выезжали на дачу. Дачей служил зеленый двор. Ловили сачками бабочек. Сажали на руку божью коровку и говорили:

"Божья коровка! Улети на небо,
Принеси мне хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Любимой забавой детворы всех времен считались хоронички. Позже эту игру назовут "прятки".

Зимой одним из любимых развлечений взрослых и детей была игра в лото. Собирались соседи у кого-либо в квартире, и начиналась игра "по копеечке". Бочонки лото не просто вынимались из мешочка, а их номера выкрикивались со всевозможными добавками, известными всем, кто играл в лото: "3-алтын, 7-кочерга, 11- барабанные палочки, 13-чертова дюжина, 21-очко, 22-уточки, 33-кучерявые, 44-стульчики, 69-и так, и сяк (тудема-сюдема), 77-топорики, 80-бабушка, 90-дед" (Ильина Н.В.)

Если пройти по дворам летом, то можно увидеть, как бабушки вместо привычных посиделок играют в лото.

"Вы не пытались научить своих внуков играть? - спросили мы. "Разве их научишь, у них одни компьютеры на уме!" - ответили они.

"Игра? – в этом вопросе слышится голос скептика. – Какая еще игра? Сегодня играть-то некогда: утром – школа, днем – уроки, вечером – телевизор. А если кому захочется поиграть, тот и без вас обойдется, тем более, что сказать что-то новое просто уже невозможно, все давно сказано и пересказано…".

"Игра помогала нам сплотиться, вырасти сильными, смелыми, ловкими, воспитывала навыки организаторов. Она помогает нашей семье воспитывать детей. Я в подростковом возрасте очень любила играть в "Штандер!", "Хали-хало", научила и своих детей. Эти игры появились в 60-е годы. Кто и когда их придумал не знаю, но они дополнили наш список игр" (Нагибина И.Ю. 1964 г.).

"Штандер! Стоп!". Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них – водящий – получает мяч и выходит в середину круга.

Водящий сильно ударяет мячом о землю и тут же называет имя участника. Все разбегаются в разные стороны, а названный бежит за мечом. Схватив его, кричит: "Штандер!" Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего участника. Если водящий промахнется, то опять бежит за мячом, а все разбегаются. Если удается осалить мячом, то меняются местами.

"Хали-хало". Дети садятся напротив друг друга. Ведущий загадывают название фильма и называет только первые буквы. Затем бросает мяч, приговаривает: "Бросаю мяч, хали-хало!" Тот из игроков, кто ловит мяч и отгадывает, становится ведущим.

70-е-80-е годы.

"Чоки, щеки". Играющие встают друг за другом. первый игрок говорит слова и одновременно бросает мяч о стену, выполняя при этом движения. Задача игрока не уронить мяч.

Чоки (щелчок пальцами), щеки (прикладывает ладони к щекам),

Моты (вращательные движения кистей рук), жмоты (зажимает кулаки),

Склады (складывает ладони), присяды (приседает),

Колено (приподнимает колено), полено (ударяет мяч о стену, о землю, ловит),

Дверь (скрещивает руки на груди), зверь (ладони на макушке),

Стрелочка (вытягивает руки в одну сторону), тарелочка (ударяет мяч о стену, руки соединяет кольцом, пропускает мяч сквозь кольцо из рук).

"Камушки". По команде играющие должны найти камушки.

Игроки держали в руке камушки (5 штук). Ведущий – победитель (быстрее всех собравший)одновременно с подбрасыванием камушек говорил и осуществлял действия: "Щипок, корябушек – отдай мой камушек!"

"Игры были разнообразными. Я очень хотел стать космонавтом. С мальчишками во дворе пытались построить ракету. Мой друг Мишка просто не мог оторвать глаз от телевизора, если шли фильмы про разведчиков. Насмотрится. выходит во двор придумывает разные задания. Наверное, игры придумывались и самими детьми. Тему давала сама жизнь" (Антонов Ю.М. 1958 г.)

 

Многое восстановлено благодаря людям, которые, с радостью и грустью вспоминали ушедшее детство, делились своим игровым опытом: Иванова Л.И. (1928 г.), Завьялова Р.Ф. (1933), Кабанова З.Т. (1941), Сухова Н.Д. (1948), Зонтова Т.Т. (1952), Куликова М.В. (1952), Наумова Г.Г. (1952), Большова М.Л. (1958), Сафронова Н.Г. (1961), Балакшей С.В. (1971), Акеньев К.С. (1985), Муранов В.В. (1986).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Все ли школьники, играя, произносят или напевают приговорки, жеребьевки, считалки, перевертыши? Знают ли они народные хоровые – игровые песни и способны ли самостоятельно разыграть народную драму? К сожалению нет!

1. Знаете ли игры, в которые играли бабушки и дедушки, мамы и папы?

2. Кто обучает вас правилам игры?

3. Какие игры вам знакомы, во что играете во дворе?

Попробуйте сами проанализировать диаграммы.

Последние десятилетия традиционных солдатиков вытеснили – роботы трансформеры, кукол–пупсов – красотки Барби. Может это веяние времени? Может быть.… Но то, что современные дети, к сожалению, все менее певучи, "безгласнее", в этом сомнений нет. Разрушается традиционная устная культура.

"Все начинается с детства", - гласит народная мудрость. "Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки погубили их" (С.В. Михалков).

Что ждет нас впереди? Стоит задуматься.

Народное творчество – тот живительный источник, из которого мы черпаем силы. Может мой рассказ позволит и детям, и взрослым по-новому взглянуть на наши русские традиции, культуру и понять их ценность и важность.