Геннадий Дмитриевич Красуленков,
корреспондент газеты «Орехово-Зуевская правда».

НА ПУТИ К БОГУ.

По выходным дням и, конечно, по христианским праздникам Константин Коблов, уроженец Куровского, всегда стоит и молится среди верующих в Преображенском соборе Спасо-Преображенского гуслицкого монастыря. Это праздник веры, души и сердца среди его монотонных будней обычного токаря. 2007 год был памятен для него прежде всего совершенной летом путешествием по святым местам России, связанным с именем Александра Невского. Это была его седьмая по счету поездка на велосипеде. Всего позади осталось 20 тысяч километров пути. Наступило время осмыслить пройденное, увиденное и прочувствованное за эти годы, закрепить главное на бумаге. И многое из уже написанного видится символичным.

«Я УПОВАЛ НА ВОЛЮ БОЖЬЮ…»

-- Последняя поездка дорога мне тем, что я спал на земле. В те далекие коммунистические 80-е я приноровился заезжать на ночлег к людям и мне всегда везло. Что там не говори о советских временах, но было все-таки братство народов. Я ощутил это на себе. У кого только не приходилось ночевать: у татар, чувашей, мордвы, башкиров, калмыков, украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, у чеченцев и, конечно, русских. И ладно бы просто ночлег под крышей,-- тут тебе и баня, и крепкий ужин, и завтрак добрый по утру, и в сумку харчей на дорожку (одна хозяйка на Урале даже целую курицу запекла мне, пока я спал!) Потом адреса, письма, открытки…Человек был внимателен к человеку. Когда я однажды заболел в пути, деревенские жители вызвали «скорую» из области и меня потом целую неделю лечили, кормили в первоклассной больнице. И это без паспорта (я его тогда не брал с собой).и совершенно без денег, между прочим.

Ночуя у людей, я много узнавал из тамошнего быта, порой мало понятной разговорной речи. Деревенская простота меня кормила, поила и укладывала спать. Когда мусульманская бабушка, где-то под Казанью, кормила меня своим татарским кушаньем, я не видел и не чувствовал особой разницы между ней и христианскими матушками. И на предложенные деньги она сказала строго, что Аллах велел кормить странников. Так было двадцать лет назад. Неужели теперь мы все чужие, нерадушные и негостеприимные? Тогда куда же мы идем и что с нами будет? И все же я уверен, что понятие добра и зла во всех верах общее, и милосердие присуще всем народам.

Много в пути было дорогого и это осталось со мной навсегда… Но, ночуя в лесах и степях, познаешь уже другой мир, мир Природы, живописный и многозвучный, гармоничный мир творения Божьего. И я молчал, я только смотрел и слушал. В этих легких звуках, в этой дивной ночной тишине было что-то особенно дорогое, я проникался им и наполнялся, я чувствовал, что по прошествии какого-то времени что-то созреет во мне и обязательно выльется то ли светлой музыкой, светлым ли словом или светлым поступком. Дай, Бог, чтобы было именно так! Звезды смотрели на меня, они меня видели, в такое время на уровне какого-то подсознания происходило бессловесное общение со всем Божьим миром. Это счастье. Ради него стоит мучиться и претерпевать лишения…

А преодолевать лишения , а часто и страх на трассе, где в полуметре от тебя мчатся с бешеной скоростью фуры, помогала молитва. И вечером, поставив уже палатку, и утром перед завтраком, и дорогой я выполнял свое молитвенное правило: молиться горячо и от души. Спасали иконка Святителя Христова Николая, помощника путешествующих, да нательный крестик. который не снимал с груди не при каких банях и купаниях. Я всегда уповал на волю Божью.

За весь путь прошлым летом мне не встретилось на пути ни одного такого же брата-велопутешественника, А раньше, двадцать лет назад, все дороги были усеяны ими. Ехали одиночки, ехали семьями, ехали большими группами и даже иностранцы. Теперь их нет или в крайнем случае очень мало. Почему? Сколько я знакомился с ними на прежних дорогах, переписывался с ними,-- все эти люди, безусловно, спортсменистые, слегка авантюристичные, технические и трезвые. Но, чтобы уцелеть на современных перегруженных дорогах, всего этого мало. Увы, спорт порождает излишнюю гордость, желание первенства, телесной мощи и уверенности в своих силах. Уповать в минуты опасности только на свои силы и не призывать Имя Божье также глупо, как пьяному переходить море. И они гибнут, эти смельчаки- велогонщики, от обилия машин и дурных водителей, а главное – от своей безмолитвенности. Осознать это вполне мог бы помочь пример нашего Федора Конюхова…

Когда я ехал по западной, псковской земле, меня приятно поразило обилие хлебовыпечки, разных пирожков и булочек. Пирожки с капустой, с луком и яйцом, с повидлом, клюквой, творогом и все по одной цене: три рубля 50 копеек. У нас в Подмосковье такие идут по 10, а то и 15 рублей. Я набирал их много, горячих, душистых: уж так соскучился по домашнему!. К сожалению в последнее время выпечка пирогов у нас почти прекратилась. Одни хозяйка говорят: «Дорого!», а другие более искренне: «Желания, радости нету…»

Да, пироги – это радость, это мир, домашний покой, семейная соборность. Шагая с работы вечером, нюхаю воздух родной Куровской: нет, не пахнет пирогами, не пахнет блинами

Наблюдая ту Западную Русь, меня поразила еще одна особенность: в газетных киосках нет «голых» журналов. Есть оказывается немало порядочных изданий, о которых я даже не знал, но постыдные там не продаются и, видимо, не спрашиваются. Один батюшка, улыбаясь, по этому поводу даже сказал: «Руси-то у нас на Западе, пожалуй, побольше, чем у вас в Москве…»

И все-таки беда нынешней России коснулась и той земли: поля вдоль дорог гуляют невостребованными. Только под Великим Новгородом приятно было видеть на протяжении многих километров длиннющие гряды картофеля, свеклы и капусты. И все же меня порадовала последняя поездка: в Ярославской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской областях стали сеять зерновые и разводить скотинушку. Когда в прошлом году подъезжал к Чудскому озеру, разговаривал в деревнях с жителями. Те сокрушались о развале сельского хозяйства, да и о том, что сами обленились, стали телевизор смотреть подолгу, часто выпивать. А ведь, вино от слова вина.

Я проехал на велосипеде 20 тысяч километров, побывал в сотнях деревнях, по душам говорил со многими людьми. Русь, конечно, изменилась. Сейчас возникла очень серьезная проблема разделения родственников и распадения семей. Несколько лет назад я слышал, будто бы есть враждебные силы Святой Руси, которые стараются именно в этом направлении нанести удар. И вижу, что им это удается. Очень многих теперь тянет «жить красиво» и «бороться за жизнь», даже считающих себя верующими. Пользоваться возможностями всегда попахивало чем-то подлым, сейчас это чаще всего становится нормальным. Цена богатства отдаляет близких людей друг от друга. Дорогие дома, машины, квартиры, железные двери, страшные псы, решетки, темные стекла – и все это на Руси!

Заметно отчуждение и по тому, как мы общаемся. Люди перестали писать письма друг другу. Никакой телефончик с «Привет-привет!» не заменит сердечного глубокомысленного письма, которое есть часть души, как проповедь хорошего пастыря, от сердца к сердцу. Письмо есть первейшее творчество души, через него рождались наши гении и мыслители. Оттого сейчас много званных да мало избранных. Людей отучают говорить по душам, что было свойственно особенно русскому человеку. Вон даже открытки поздравительные,-- все с готовыми красиво напечатанными пожеланиями. Люди радуются легкому и готовому, чтобы не думать, не ломать голову, а плыть по течению…

Дай нам, Господи, чтобы Русь крепла! Но крепла подвигами, а не процентами упитанных и толстых граждан. Мы каждый день на молитве читаем «Отче наш…да будет воля Твоя», а сами: «Господи, дай нам того и этого, и другого!» И получается, вообщем; да будет наша воля, а не Твоя, пусть будет так, как мы хотим. Вот в чем опасность сытой жизни. Запад-то он давно такой…

Не взыщите, мои читатели. Я не так хочу быть интересным, как хочу быть искренним, и я хочу понять, что там, дальше…Мне надо писать о дороге, а я смотрю за окошко: январь уже, а зимы и не было, снегу тоже. И невольно по-крестьянски ( по-христиански!) беспокоюсь за будущее. Но мир в основном улыбчив и непостен.: Новый год, тепло, каникулы, гости.. Рождество Христово, что грядет скоро, никак не пробивается через толщу этой новогодней кутерьмы. Мне, легкомысленному, грустно и тревожно. На Руси нет зимы. Странно, даже страшно…

И БЫЛО ЧУДО…

Разумеется, это лишь небольшая часть из размышлений, написанных Константином и выбранных мной по итогам его путешествий. На многокилометровом пути по России он увидел много интересного и удивительного, но одно в этой череде как чудо иначе назвать нельзя. 9 августа прошлого года, возвращаясь из поездки, он был уже близок дому. Главной его мыслью было сделать свой ночлег неподалеку от Сергиева Посада в прекрасном месте, где ночевал во время своего предыдущего путешествия. Вечерело. Вот то место и та сосна. Что-то сверкнуло у ее основания. Приглядевшись, Костя увидел небольшую иконку, прислоненную к стволу. Это была Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери. Каково же было его удивление, когда он узнал, что в день его возвращения домой,а это было 10 августа, православная церковь чествовала именно эту икону. Такую находку и такое совпадение иначе как чудом назвать трудно. С тех пор эту иконку он бережно носит с собой и на работу, и дома.

Мамаша Константина Агния Климовна мне на днях сказала, что до того, как появились иконы, в доме шло одно неспокойствие: пьянки да гулянки. Тишина и душевный мир наступили сразу. Вначале ее удивило яркое голубое свечение на кухне. Оно шло от поставленной там иконы. Потом такое же свечение охватило половину зала. Это перевернуло всю жизнь семьи Кобловых, и последующие поездки Константина по святым местам Руси стали прямым продолжением этого озарения.

Из записок К. КОБЛОВА.