Смирнов Владимир Иванович,
историк-краевед, г. Егорьевск.
ГУСЛИЦЕ СЕМЬ ВЕКОВ:
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ГУСЛИЦКОЙ ВОЛОСТИ
(продолжение; начало в альманахе "Гуслицы" №5).
В 90 км., к востоку от Москвы, по Касимовскому шоссе, в современном Орехово-Зуевском районе расположена была древняя волость Гуслица. С XII века эта местность входила в Суздальское, а затем во Владимирское княжество. С 30-х годов XIV века она вошла в Московское княжество. Её земли были расположены в западной части Мещерской низменности по реке Мерской и её притокам Гуслице, Десне, Шувойке, Севастьяновке, Волне. С XII века близ Касимовской дороги стоял Погост, на котором князья собирали с жителей дань, здесь же шла торговля местных крестьян с приезжими купцами, которых именовали гостями. С середины XVI века на погосте возникла церковь во имя св. Ильи пророка. С той поры Погост Ильинский был административным центром Гуслицкой волости. С образованием уездных городов Бронниц и Богородска Московской губернии в конце XVIII века, Гуслица была поделена между этими городами. Южная часть вошла в Бронницкий уезд, а северная в Богородский. Два века нет уже самой волости, а ее территория поделена ныне на сельские округа Орехово-Зуевского района, но память о ней не исчезла в жизни людей. Местность в народе до сей поры именуется Гуслица, Гуслицы. Сохранилась о ней необычайная история, вековые традиции, обычаи, язык, разные легенды, были и небылицы. Её музыкально - поэтическое название всей местности и реки Гуслицы завораживает людей своим названием. Два последних века привлекает она внимание ученых, исследователей, художников, журналистов, краеведов. Что они ищут? Что их туда влечет? Прослыла эта местность своей необычайной стариной, событиями древней Руси, старой верой, древним духом народа. И живет она, порой не старея, не меняясь, почти рядом со столицей России, Москвой. Здесь, 70 % населения в начале ХХ века, исповедовали старую веру, да и теперь ей поклоняется большинство населения. Более сотни лет стоят в деревнях несколько старообрядческих церквей, а сколько тут было староверческих часовен и не счесть. Отсюда ученые вывозят старые рукописные, крюковые, певчие книги, украшенные особым, гуслицким орнаментом. Искусствоведы исследуют художественный орнамент, быт жителей, старообрядческое пение, различные обычаи, ритуалы, от брака до похорон. Гуслица еще плохо исследована и поэтому она медленно открывает свои тайны.
Макет обложки книги.
Когда и как она формировалась, в чем её особенности развития, мне и хотелось бы кратко рассказать
Эта местность в составе нескольких волостей – Селна, Гуслица, Вохна, Загарье и др. в XII-XIII веках входила в Суздальско-Владимирское княжество и лишь в 1328 году, когда Московский князь Иван Калита стал великим Владимирским князем, тогда вся эта местность присоединилась к Московскому княжеству. Здесь, на стыке нескольких молодых княжеств - Владимирского, Рязанского, Московского стали появляться деревни, села, погосты и волости, с жителей которых князья собирали дань. В более ранний период, в середине 1-го тысячелетия нашего времени, здесь обитали разные народности, летописные племена - вятичи, кривичи, северяне. У жителей края с древних времен сохранился своеобразный язык, старые обычаи, традиции, поскольку эта местность, можно сказать, долгое время была замкнутым пространством, изолированной от кипучей жизни больших княжеств. Видимо, об этом крае писала первая летопись, говоря, что "радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое… и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего". Когда христианский летописец пишет об игрищах, укоряя язычников, что они устраивали пляски и пели "бесовские песни", "не зная закона божьего", он не договорил немного, что пляски устраивались под музыку, основным музыкальным инструментом были тогда гусли. Видимо, это и рассказывалось о нашей местности, которую прозвали Гуслицей. С древних времен до 40-х гг. ХХ века на реке Гуслице против д. Ощерино проходили гулянья жителей местных деревень. Летописец рассказывая об обычаях этих язычников, писал о них в начале ХI века, а обычаи эти сохранялись до нашего времени и прозвана эта местность как и река Гуслицей с той поры, как писал о ней первый летописец.
Почему же эта местность долго не была известна и поздно была присоединена к большим княжествам? В те времена она не вызывала интереса у великих княжеств, как Владимирского, так впоследствии и Московского, из-за того, что здесь были сплошные леса, земля малоплодородная, многочисленные болота, редкое население, дорог не было, сообщение шло по рекам, Мерской, Волне. Край слыл глухоманью. Дань была не значительной, да её и трудно было собрать – люди переходили с места на место, поскольку жили на временных селищах.
Ранее, до прихода сюда славян, в начале и даже середине 1-го тысячелетия н. э., здесь жили угро-финские племена: меря, мещера, мурома, которые занимались в большинстве своем, охотой, рыбной ловлей. Они использовали дары природы, в том числе собирали мед диких пчел, и часто перемещались с места на место в этой обширной местности.
Русь в эпоху «Повести временных лет» (конец XI в.). Карта С.А. Ромашова с привлечением материалов А.К. Зайцева.
В Х-XII веках сюда проникли первые славяне, которые искали природу богатую пушным зверем, а реки и озера богатые рыбой. С распространением земледелия здесь стали осваивать землю под посевы ржи, овса, гречи. Сюда же, как рассказывали старые жители, перебирались люди с юга, из-под Киева, Чернигова, спасаясь от половцев, хазар, а потом, сюда же пробирались язычники, из тех же южных мест, не принявшие христианскую религию. Возможно, в эти глухие края ссылали пленных половцев, берендеев, литовцев захваченных в разных войнах. Прибывшие сюда славяне столкнулись здесь с населением, жившим еще родовыми общинами, и не имевшие еще частной собственности ни на землю, ни на леса, ни на воду. Люди жили на селищах, и при запустении местности переходили в другие места. У каждого народа, племени, был свой участок земли, природы, где они охотились и обрабатывали землю. У них же были и свои места поклонений. Все они были еще язычниками и поклонялись в основном природным явлениям - солнцу, луне, камням, рощам, рекам, птицам. Обживаться этот край, и стал наполняться народом, где-то в начале XI-XII веков, когда сюда стали проникать колонизаторы Киевского, Черниговского княжеств, а затем и Владимирско-Суздальского. Вместе с ними прибывали и христианские миссионеры, крестившие людей в этом крае. С той поры, видимо, близ Касимовской дороги был основан Погост, где сначала собирали дань местные князья, а затем с ними стали приезжать торговые люди, гости, которые вели более обширную торговлю с местными жителями. Это был лишь начальный этап становления Гуслицы.
Во-вторых, историческая судьба становления Гуслицы оказалась сложной. Эта местность, поскольку она находилась в стороне от активной жизни княжеств, и числилась второстепенной среди княжеских владений, то с середины XIV века, да и позже, ей не придавали большого значения. А в последующие два века она побывала в различных княжеских подчинениях и в разных уделах. До 1328 года она была в ведении Владимирского княжества. С 1328 года она была присоединена к Московскому княжеству, когда Московский князь Иван Калита стал Владимирским великим князем. Затем с 1339 года Иван Калита передает Гуслицу своей второй жене Ульяне "до живота её". После смерти Ульяны в 60-х гг. XIV века она оказалась в числе Московских волостей в ведении великого князя Дмитрия Донского. По его завещанию от 1389 года он передает Гуслицу своему сыну Петру в Дмитровский удел вместе с городом Дмитровым. Волости стали именоваться Дмитровскими. В период княжеской войны в начале XV века между Василием 11 и сыном Дмитрия Донского Юрием, в которой Василий 11 был изгнан с Московского престола, Гуслицкая волость оставалась в Дмитровской уделе у Юрия Дмитриевича. В 1433 г. Юрий Дмитриевич передает Гуслицу со всеми Дмитровскими волостями своему сыну Василию Косому. Затем она в 1441 г. вновь вернулась к Василию Темному в число Замосковских волостей. В 1461 г. Московский князь Василий 11, завещает её своему сыну Юрию со всеми Замосковскими волостями, что "были за Петром". Но Юрий рано умирает и Гуслица возвращается в княжеское ведение Ивана 111 в число Московских волостей. Московский царь Иван III по своему завещанию от 1504 года передает своему сыну Андрею город Верею и ему же передает все Замосковские волости, в том числе и Гуслицу. Таким образом, Верейский удельный князь Андрей, становится и владельцем бывших Дмитровских волостей, в том числе и Гуслицы. После смерти Андрея, в 30-х гг. XVI века, Гуслицей по наследству владеет его сын Владимир Старицкий. В Гуслице он ставит село Богородское, основывает новое поселение названное деревней Владимерская, позже эта деревня стала именоваться Куровская. Но неожиданно, в 1566 году, царь Иван Грозный решил обменять свой г. Звенигород, на город Верею, что было у Андрея и со всеми с Замосковскими волостями – "Загарьм, Куней, Вохной, Селной Гуслецей, Гжелью, да в Гуслице дворцовое ж село Богородское, которые находились в уделе Владимира Старицкого" Что заставило царя сделать этот обмен до сей поры не ясно. Позже в своем предварительном завещании, написанном в 1572 году, царь все эти Замосковские земли передает своему старшему сыну Ивану. Но тот не мог воспользоваться этим завещанием, поскольку был убит самим же отцом Иваном Грозным в 1582 году. После смерти царя Ивана Васильевича Грозного в 1584 году, Гуслица, как и другие волости оказались в Дворцовом ведомстве.
В конце XVII в., Гуслица была передана первой жене Петра 1 Евдокии Лопухиной, но после её ссылки в монастырь Гуслица вновь вернулась в Дворцовое ведомство. Лишь с 1710 года Гуслицей стал владеть светлейший князь Александр Меньшиков, затем в 1728 году Гуслица была передана генерал-поручику Степану Лопухину. В 1743 году Гуслица у Лопухиных была отобрана и передана в казну. После возврашщении из ссылки Лопухиных Гуслица им была возвращена. Но основные хозяева её уже умерли, а дети стали распродавать свои деревни. Часть этой территории были куплены горнозаводчиками Демидовыми, затем часть земель оказалась у Ольги Жеребцовой. Позже, земли волости все больше дробились. С образованием в конце XVIII века новых уездных городов Бронниц и Богородска Московской губернии, Гуслицу поделили – южная часть волости оказалась в Бронницком уезде, а северная - в Богородском. В последующие годы владельцами земель были Иван Петрович Мусин - Пушкин, граф Зотов, князь Голицин и некоторых других. Были и другие владельцы, о которых мы расскажем позже. Как видим, с конца XVIII века Гуслица как волость перестает существовать. Появившиеся новые названия типа Гуслицы и т.п. уже не отражают её подлинной территориальной принадлежности.
В–третьих, территория Гуслицы со своего первого упоминания не была сформирована окончательно. На протяжении нескольких веков она постоянно менялась, то расширялась, то теряя свои селения. О первоначальной её территории XIV века мы мало что знаем. Мы можем судить лишь по косвенным фактам. Известно, что еще в XIII веке территория Рязанского княжества доходила на западе до середины реки Мерской, где Рязанского митрополита встречали Владимирские церковные служащие. Видимо, этой точкой встречи была Касимовская дорога, идущая в Москву. Во всяком случае, Коломна и Коломенские волости Рязанского княжества доходили на западе до Гжели, включая южные земли по реке Мерской, а севернее Касимовской дороги были земли Владимирского княжества. Вполне возможно, что в Гуслицкую волость входила и часть селений будущей Высоцкой волости, поскольку сама Высоцкая волость образовалась лишь в 1536 году.
Впервые межи Гуслицкой волости стали известны с середины ХУ1 века, когда царский межевщик А.Ф. Наумов обмежевал волости Гуслицу, Вохну, Селну, Московского уезда, да установил границы Гуслицы с волостями Сенежской и Шатурской Владимирского уезда, тогда же были проведены межи Гуслицы с волостями Холмской и Высоцкой Коломенского уезда. В Разъезжей грамоте А.Ф.Наумова написано: "А волости Гуслице рубеж\ на севере\ с Володимерскими волостями, с Сенгом же да с Шатуром, да с Коломенскими волостями\ на востоке\ с Высоцким да с Холмом, да с Устьмерскою …"
Границы Гуслицкой волости.
Повторное описание межи Гуслицкой волости даны стольником Иваном Меньшовым Афросимовым да подъячим Иваном Васильевым в 1675- 1679 гг. Это межевание почти полностью повторяет прежнее описание Гуслицкой волости, но в более подробном состоянии. Впоследствии к Гуслице присоеденены несколько селений из других волостей Брашевой, Усть-Мерской. Территория Гуслицкой волости становится стабильной лишь с середины XVI века.
Еще одна особенность Гуслицкой волости – это её центр. К концу XVI века территория Гуслицы значительно разрослась. И в середине того же века в волости постепенно стал складываться новый центр. Если в XIV – XV веках центром Гуслицы были селения расположенные близь реки Волны - Ульянино, Андреево, Богородское, Рудня с сельцом Никитским. Возрастание роли этих селений в прежние времена объяснялось тем, что связи с Владимиром и другими северными городами и селениями шли в основном по реке Мерской, далее по реке Волне. Эти реки служили сообщениями юга с севером. С основанием села Богородского в середине XVI в. появился княжеский центр. Здесь же стал формироваться и религиозный центр. На погосте Рудне в конце XVI в. возникла приходская церковь во имя св. Богородицы. По этим водным магистралям шла перевозка с юга на север товаров для торговли. Ранее в XII-XIII веках в Гуслице был один Погост, где князья собирали с крестьян дань, и где проходила торговля с приезжими гостями, купцами. В середине XVI века, экономическая обстановка в стране изменилась. Возросла роль владельцев земли в производстве товаров сельского хозяйства. Крестьяне, арендуя землю у помещиков, также были заинтересованы в увеличении производства своих товаров. Дань уже не собиралась натурой, как прежде - крестьяне платили денежный оброк. Возросло значение денег. Появились рынки не только в городах, но и в крупных селах. С городами наладилось транспортное движение по гужевым дорогам, на лошадях: летом на телегах, зимой на санях. Старый Погост в Гуслице, расположенный рядом с Касимовской дорогой, становится значительным торговым центром. Поэтому центр волости стал перемещаться ближе к рынкам, дорогам, идущих из крупных сел и городов. Если раньше во Владимир ехали на лодках по рекам Мерской, Волне, а далее лодки перетаскивали волоком в другие речки, то теперь появились гужевые дороги, как во Владимир, так и в другие города. С середины XVI века возросла торговля близ Касимовской дороги, которая проходила через крупные села, погосты, города - Гжель, Ильинский Погост, Егорьевск. С возрастанием роли гужевых дорог транспортная перевозка по рекам стала падать и крупные селения, стоящие близь рек, стали терять свое былое значение. Торговые центры стали складываться близ дорог. Этому способствовала и дорога Москва - Касимов, существующая еще с XII века. Появились новые гужевые дороги в Коломну, Богородск, Бронницы, Егорьевск, Москву, по которым шли крестьянские и купеческие обозы с товарами на сельские и городские рынки. Ильинский погост был на перекрестке дорог идущих из Москвы в Касимов, из Коломны и Брониц в северные города. С появлением в середине XVI в. церкви на погосте во имя св. Пророка Ильи - он и становится Ильинским погостом, административным центром Гуслицкой волости. Ильинский Погост, став административным и религиозным центром волости, возвысил её в большой округе Московского государства. Может быть, именно поэтому, эта волость потребовалась царю Ивану Грозному в 1566 году.
Еще следует сказать об одной особенности этой местности, где были расположены несколько волостей – Гуслица, Селна, Загарье, Вохна и другие. С присоединением их к Московскому княжеству сюда почти никогда не доходили крупные войны: этой территории не коснулись войны с Литвой, с татарами. Обошла стороной и смута на Руси начала XVII века. Сюда не дошла война с Наполеоном 1812 года. Здесь не было и войны 1914 года. Сюда не дошла и Отечественная война 1941-1945 гг. Хотя жители и страдали от любых войн, но край не был разорен войнами, как это было к югу и западу от Москвы. Здесь сохранилось то население, которое основалось тут с далеких XII-XIII веков. Здесь сохранились те давние традиции, обычаи, которые мало менялись с годами и даже столетиями. В этих краях люди жили тем домостроевским бытом, который сформировался еще в феодальной Руси.
На территории Гуслицкой волости в 1728 году было 47 деревень, три погоста и четыре церкви. Крестьянских дворов 854, а в них муж. пола 3025 душ, женского пола 3038 душ. Деревни, а в них дворов: Алексеевская 7 дв., Печюрина –15 дв., Сенькино – 14 дв. , Старая – 6 дв., Барышево – 14 дв., Внуково- 9 дв., Беззубово 23 дв., Игнатово – 15 дв., Цаплино \Чаплино\ - 8 дв., Зевнево 20 дв., Слободищи 27 дв., Юрятино 8 дв.,Гридино 16 дв., Устьянова 20 дв., Иванищево 11 дв., Чичово 10 дв., Нореево 14 дв., Шувоя 24., Костенево 7 дв., Мосягино 15 дв., Понкратовская 8 дв., Давыдово 7 дв., Столбуново 10 дв., Круглая 10 дв., Батагова 11 дв., Челохова 11 дв., Горшкова 12 дв., Чанникова 12 дв, Андреевская 7 дв., Погост Рудня с церковью Рождества Пресвятой Богородицы на пруде 4 двора, Незденова 10 дв., Ульянинова 14 дв., Игнатово 9 дв., Село Богородское 11 дв., Селиванова 7 дв., Дорохова 13 дв., Авсюнина 19 дв., Титова 16 дв., Понарина 16 дв., Мисцова 21 дв., Петрушина 11 дв., Заполицы 9 дв., Погост на реке Мерской , на нем церковь Преображенская 3 дв., Куровская 10 дв., Старая 13 дв., Заволинье 7 дв., Беливо 10 дв., Погост Ильинский – на речке Поповке две церкви - св. Пророка Ильи и церковь во имя Чудотворца Николая 10 дв.
В 1743 году волость Гуслица у Лопухиных была отобрана в государственную казну. Часть земель волости были распроданы разным владельцам. В 60-х гг XVIII века Гуслица вновь вернулась наследникам Лопухиных. Затем часть её земель была продана разным лицам, в том числе Демидовым. После того как Демидов вывез более 600-ти сот жителей из купленных им деревень, многие деревни запустели. В том числе запустело и село Гвоздна. С конца XVII века в селе стояла церковь во имя св. Никиты мученика. В 1792 году церковь была перевезена в г. Егорьевск. В конце XVIII века Гуслицкая волость, как единая территория перестала существовать - южная часть её территории присоединена была к Броницкому уезду, а северная часть вошла в Богородский уезд. Впоследствии, на территории Гуслицы образовались другие волости, и земли бывшей волости продавались, покупались разными лицами.
В памяти о прежних владельцах, до сих пор на этой территории сохранились названия некоторых селений, пустошей, местностей, многие из которых еще не объяснены нами. Кто был их владельцами, мы можем только предполагать. Известно, что большинство деревень, были названы по именам или прозвищам первого владельца. Сохранившиеся древние документы по некоторым деревням дают нам право назвать имена первых владельцев. О названиях других селений мы можем лишь предполагать владельцев. Так нынешняя деревня Степановка в прошлом именовалась Ульянино. Видимо, основательницей её была Ульяна, вторая жена Ивана Калиты, которой Иван Калита в 1339 г. завещал всю Гуслицу. Степановкой её назвали в XVIII века, по имени Степана Лопухина, бывшими владельцами Гуслицкой волости. Пустошь Калитина – напоминает нам о князе Иване Калиты. Село Богородское, как и деревня Володимирская, Куровская тож, основателем которых был, как нам известно, по письменным источникам, князь Владимир Старицкий. Селом Ощериным во второй половине XV в. владел Коломенский окольничий Иван Васильевич Ощера, до этого сельцо именовалось Захарьино. Как и нынешняя деревня Абрамовска, бывшая Андреево, владельцем её был, видимо, Андрей Кобыла, живший в XIV веке, а новое название у неё появилось также в XVIII веке, когда деревни были возвращены Лопухиным. Мы назвали лишь несколько деревень и их первых и вторых владельцев. Наиболее крупными селениями были Ульянино, Андреево, Богородское, Рудня- Никитское все они расположены близь реки Волны \Вольная/, видимо здесь формировался центр Гуслицкой волости. Лишь с развитием торговли в волости центр переместился в Ильинский Погост, где была пострена в середине XVI века церковь во имя Ильи Пророка. Погост был основан близь Касимовской дороги, по которой шли торговые обозы в глубь Руси.
С XVII века в волости стояло более четырех десятков деревень. Известно, что Гуслица с 1328 год принадлежал Московскому великому князю, потом она, после смерти его в 1340 г. перешла в ведение его второй жены Ульяне. После её смерти в 60 –х гг. XIV века волость перешла к их детям, внукам. Но нас сегодня интересует вопрос об их конкретных владельцах, основателях деревень. Многие селения в волости, в которых тоже отразились имена и прозвища бывших основателей селений, но исторически они уже забыты. Документов о них тоже никаких не сохранилось. Приходиться додумывать, сравнивать, восстанавливать логическую цепочку событий, чтобы найти имя владельца. Это касается названий селений Беззубово, Игнатово, Костино, Сенькино, Вантино, Лашино, Алексеевская и ряд других. Есть предположение, что некоторыми из них владел Андрей Кобыла его дети и внуки, потомки основателей рода Кобылиных, Кошкиных, Романовых. Но об этом будет сказано ниже.
И, в - четвертых, в этой местности, и, прежде всего, в Гуслицкой волости, с периода раскола русской православной церкви, с середины XVII века, здесь, обосновались многочисленные группы старообрядцев, которые и определяли впоследствии почти всю жизнь этого края. Несмотря на то, что в Гуслицкой волости стояли с XVI века древние православные церкви, монастыри, но большинство населения стало исповедовать старую веру. Рассказывают, что сюда из Москвы, в конце XVII века, бежали некоторые сторонники старой веры, которых преследовала государственная власть. Сюда же, якобы, бежали восставшие стрельцы и опальные бояре времен Петра I. Так или нет, документально подтвердить это трудно. Можно согласиться лишь с теми поверьями, преданиями, которые бытуют в этой местности. К середине XIX века Гуслицкая волость на две трети состояла из сторонников старой веры, часть из них раскололась на поповцев, и значительная часть осталась беспоповцами. Образовались и другие секты. Чтобы не афишировать себя, старообрядцы жили скромно, замкнуто, лишь сносились с другими раскольниками в разных местах России. В дальних, глухих деревнях, они писали иконы, переписывали старые книги, украшая их цветными узорами. В некоторых селениях лили медные кресты. Край оказался староверческим.
Долгое время староверов не трогал ни технический прогресс, ни перемены в общественной жизни, ни открытия в науке. Не принимая нововведений, они стали замечать, что в устройстве жизни, в том числе и материально, они стали проигрывать православным. Те участвовали в общественной и производственной деятельности, а староверов притесняли, не избирали ни в какие органы власти. Приверженность к старой вере, чем они так гордились, долго удерживало их от перемен. Они упорно придерживались старого времени. Они терпели надругательство над собой. Жизнь для них как бы замерла на стадии времен раскола. Они всё думали и надеялись, как и их вождь Аввакум, что придет время, и люди, власти, опомнятся и их признают, позовут, но никто их не признал и не позвал. Гонение на них продолжалось два века с лишним. Они махнули рукой на себя и на государственную власть, правительство, назвав его антихристским. Можно сказать, за то время, пока они отстаивали свою веру, жизнь ушла вперед, люди втянулись в сферу материального производства, иную духовную жизнь. За те годы ни один из староверов не выдвинулся ни в духовной, ни в религиозной, ни в промысловой деятельности. Никто из них ничем не прославил свою местность, кроме росписи религиозных книг. Они могли себе поставить в заслугу то, что в некоторых соседних селениях появились тоже староверы. Однако чести им это не принесло. Когда же в округе появились фабрики, новые производства они стали проявлять интерес к нововведениям, и принимать участие во всех технических, и производственным новшествах. В середине Х1Х века в ряде селений появились промысловые заведения, а затем и фабрики, построенные старообрядцами. Но нет худа без добра. Не победив в религии, они ударились в промыслы, ушли на фабрики, заводы, которые и спасли их от унижения и вымирания. Наиболее разумные из них нашли себя в этой сфере: завели фабрики, ударились в торговлю, а вскоре опередили тех, кто ими гнушался. Возникший капитал в их краях сломал их гордость, покорил их, и они сдались, увлеклись разными промыслами и денежной наживой, оставив веру на уровень домашнего обихода. Не уступив ни пяди православию, они сдались перед напором капитала. Религия для них осталась лишь удовлетворением своей души.
Почти три века многие гусляки поклоняются старой вере. Они считают её самой правой, дошедшей к ним от своих далеких предков. Они не отказались от нее, в тяжелые годы испытаний, не покорились ни властям, ни другой вере. Старая вера была для них нравственной опорой, надеждой на будущее. Они выстояли в неравной борьбе с государственной религией и властью и за это они получили признание некоторой части современного населения. В последние годы советской власти, казалось бы, о них совсем забыли, и они, как староверы, стали совсем не нужными в мире, вдруг к ним стали приезжать поклонники их веры, исторические исследователи и даже видные научные работники. Старина стала притягательной. Теперь к ним приезжают учиться старому книжному оформлению, церковному пению, умению тонкого толкования древних писаний, правильной службе в церквях. Изучают их быт. Их дети, новое поколение, гордятся своими предками, но пойти по их пути они уже не хотят. Новое поколение считает, что их отцы выполнили вековую свою миссию, отстояли древнюю правую веру от разрушения. Это и придает новому поколению гордость за своих отцов. Но вера оказалась не главной в жизни человека.
В жизнь этого края в XIX – XX веках ворвались новые черты жизни. Появился материальный интерес, появились новые духовные и материальные ценности. В XX веке среди нового поколения произошел новый раскол. Одни сменили ту старую духовность на дух нового времени. Их интересует устройство новой общественной жизни, история, культура, состояние разных религий, философия, новое производство. Многие молодые люди под влиянием учебы, научных открытий, покинули церковь и лишь по традиции соблюдают внешне её обряды. Другие же вообще стали неверующими и встали на новый путь познания и активно участвуют в преобразовании жизни. Новое молодое поколение все больше понимает, что благополучие и счастье человека зависит не от религиии, и не от веры в бога, а от знаний и своей практической деятельности. Несмотря на то, что в Гуслице повеяло новшеством, в ней же по-прежнему сохранился тот костяк людей, которые не поменяют свою старую жизнь ни на какое новшество. В наше время Гуслица, казалось бы, стала новой, но она же осталась еще и старой. Может быть, в этом и есть суть развития любого общества. Гуслица лишь малый участок этого большого общества. Такова сегодня бывшая Гуслица. Многим она отличается от того старого времени, которое постепенно уходит в лету. Гуслица постоянно обновляется и становится на путь своего преображения.
|