Еще в начале ХХ столетия значительную часть "Старообрядческой Палестины" – Гуслиц – составляли старообрядцы не признававшие т.н. "Окружного Послания" обнародованного священноначалием Рогожского кладбища в 1864 году. Минувшее столетие оказалось роковым для неокружников: в ходе безбожнических репрессий они потеряли практически весь свой епископат и в течении нескольких десятилетий после Великой Отечественной войны постепенно утратили свою веру слившись в большинстве своем с рогожанами, хотя до сих пор в гуслцких деревнях помнят о своем неокружном прошлом, что "нельзя молиться с рогожскими" и т.п. В некоторых местах до сих пор можно встретить старообрядцев, которые являются активными приверженцами неокружничества. Своего духовенства гуслицкие неокружники не имеют с 1970-х годов – именно до этого времени их окормлял последний священник в Центральной России отец Мартиниан Салин. Он также постоянно приезжал в Гуслицы, где служил и совершал требы для неокружников края. Хотя о. Мартиниан не был по происхождению гусляком, он был тесно связан с краем не один десяток лет. Мы предлагаем Вашему вниманию небольшой материал о последнем неоркужном священнике Гуслиц, написанный его внуком, Киприяном Королевым.

Киприян Королев (Москва)

СВЯЩЕННОИЕРЕЙ МАРТИНИАН САЛИН

Отец Мартиниан Салин родился в многодетной семье старообрядческого священника о. Иоанна и матушки Наталии в гжельском селе Игнатьево. Соседствующая с Гуслицами известная своими керамическими промыслами местность Гжель также в немалой степени была населена старообрядцами, которые также как и половина гусляков не приняли "Окружное послание". Год рождения о. Мартиниана – 1892-й. Всего в семье Салиных было пятеро взрослых детей.

о. Иоаннн Салин служил в селе Речицы, которое в это время считалось главным гжельским селением. В Речицах испокон веков существовал старообрядческий храм-моленная во имя Вознесения Господня. Поставлен в иереи о. Иоанн в зрелом возрасте, прежде он был художником по гжельскому фарфору.

Будущий священник Мартиниан Иванович Салин венчался на Синклитикии Ивановне урожденной Дьяковой в 1911 г. Она происходила из старообрядческой деревни Пласкинино, расположенной вблизи гжельских селений. В семье о. Мартиниана, как и в любой крепкой старообрядческой семье, было восемь детей: Татьяна (1912-1982), Анна (1914-1922), Нина (1916-1961), Николай (1918-1995), Антон (1922-1995), Анна (1925-1996), Павел (1928-1952), Елена (1930).

По рекомендации духовного отца - священнопротоиерея Льва из гуслицкого селения Молоково, Мартиниан был рукоположен в иереи неокружным епископом Филаретом московским 7 мая (по старому стилю) 1922 года в храм великомученика Георгия в селе Новохаритоново, расположенном рядом с Игнатьевым. Отец Лев, рекомендовавший в священники отца Мартиниана, был одним из известнейших деятелей неокружного старообрядчества, как в Гуслицах и Гжели, так и за их пределами. К сожалению не известно время рукоположения отца Мартиниана в диаконы. Дело в том, что в советское время в семье отца Мартиниана, священника пережившего две ссылки, да еще и действовавшего после войны нелегально, приходилось многое скрывать от молодого поколения, так как дети нечаянно могли что-либо взболтнуть на улице, в школе и т.п. Поэтому из-за понятных опасений детям давали миниум информации.

О. Мартиниан Салин принадлежал к т.н. "иовцам", то есть к неокружникам, являвшимся последователями епископа Иова (были еще и "иосифовцы", "даниловцы"). Иовцы были единственными из неокружников, кто после объявления старообрядцам вероисповедных свобод в 1905-1906 годах признали официальную регистрацию общин. Остальные представители неокружнического мира не шли ни на какие соглашения ни с царской властью, гнавшей не одно столетие ревнителей Древлего Благочестия, ни позже с сменившей ее безбожной советской властью. Последнюю не признал впоследствии и о. Мартиниан. Его "легальный" период священства длился до начала первой высылки в 1935 году. С момента своего посвящения в иерейский сан в 1922 году и до 1927 года он служил в Георгиевским храме в Новохаритоново. Затем он перешел в Москву, в единственный официальный неокружнический храм столицы – Николы в Лефортовском переулке, располагавшемся вблизи нынешней станции метро "Бауманская". Среди старообрядцев он более был известен как "Лефортовская" церковь. В 1935 году храм был закрыт и обезображен. Его остатки, представляющие собой обезглавленный четверик и алтарь, до сих пор стоят в переулке (дом №8). После закрытия Никольского храма отца Мартиниана отправили в первую ссылку в Караганду. Следует заметить, что первый раз он был раскулачен еще в 1925 году, еще в период служения в Новохаритоново.

Вернулся из карагандинской ссылки о. Мартиниан Салин в 1940 году. С этого времени начинается новый, важный период его жизни и деятельности на священническом поприще. Отныне он не шел ни на какую легализацию, а выполнял свой пастырский долг по окормлению неокружнической иовской и не только иовской паствы находясь на нелегальном положении. Как настоящий старообрядческий священник, теперь он отказывался принять какую-либо регистрацию и идти на соглашение с богоборцами. Предположительно о. Мартиниан в годы войны мог служить в храме подмосковного селения Токарево, находившемся в Ухтомском (ныне Люберецком) районе. С Токаревым о. Мартиниан Салин поддерживал тесные отношения еще в 1920-х года. Именно в этой деревне какое-то время жила семья отца Мартиниана в 1929 году, когда сгорел дом в Игнатьево. Но уже вскоре они переехали в деревню Володино, расположенную рядом с Игнатьевым. По семейным воспоминаниям, до ссылки о. Мартиниан служил наездами в Токарево довольно часто. Во время войны токаревская моленная функционировала неофициально и в ней можно было спокойно совершать богослужения тайком от властей, которым в то время было не до охоты на священника.

После войны, в середине 1945 года, ситуация для старообрядцев изменилась. Власти разрешили открыть некоторое количество храмов, преимущественно находящихся в подчинении Рогожского кладбища. Неокружникам же, даже тем, кто пытался добиться официальной регистрации, пришлось же несладко. Им всячески отказывали в легализации. О. Мартиниан стойко не признавал возможностей легализации и не шел ни на какие соглашения. Члены его семьи, которые помнят это период, до сих пор содрогаются при фамилии Бесшапошников – именно так звался послевоенный уполномоченный Совета по делам культов по Москве и Московской области. Он всячески терроризировал отца Мартиниана, требовал от него регистрации. Бесшапошников предлагал и храм, и райскую жизнь, только зарегистрируйся. Как это напоминает евангельской искушение Христа в пустыне! И отец Мартиниан, по примеру Спасителя, не поддавался ни на какие посулы, не шел на сделку со своей совестью, против долга христианского пастыря. Он продолжал окормлять свою многочисленную паству, разбросанную по Подмосковью и другим регионам. За это в 1948 году его сослали во второй раз, теперь уже в Джамбул.

В 20-50 гг. прошлого века семья о. Мартиниана проживала в различных селах и деревнях в районе Гжели (д. Речицы, д. Володино, с. Новохаритоново, с. Токарево). Сам о. Мартиниан во избежание ареста постоянно скрывался по различных домам и квартирам у своей паствы. В годы арестов и ссылок о. Мартиниана вся тяжесть прокормления и воспитания детей ложилась на плечи матушки Синклитикии при постоянном притеснении безбожной власти и враждебного отношения антирелигиозно настроенного окружения.

Отцу Мартиниану посчастливилось во второй раз вернуться из ссылки домой. Произошло это в 1953 году. Сразу после возвращения он снова приступил к выполнению своих пастырских обязанностей. Он ездил практически по всем деревням, где проживала его паства. Всегда наготове был чемоданчик с священническими принадлежностями. Как только к нему приходили звать на требы, в любое время дня и ночи, он одевался, брал его и шел выполнять свой долг. Домов где он служил не перечесть. Молился о. Мартиниан и там, где жил сам, и там, куда его приглашала многочисленная паства. Понятно, что каждый раз батюшка сильно рисковал. В любой момент могли нагрянуть представители власти и тогда вторая ссылка и прочие сопутствующие неприятности. География служений отца Мартиниана огромна. Это и старообрядческие селения возле самой Москвы, которые ныне уничтожены разросшейся Москвой: Коломенское, Батюнино и др. Об отце Мартиниане, по данным исследователей старообрядчества, до сих пор помнят и в Чувашии, Ленинградской области, Рязани… После войны к его пастве присоединилась группа т.н. "заваловцев", предположительно из Боровска Калужской области. Более точных сведений к сожалению не сохранилось, т.к. из-за постоянной угрозы очень многое держалось в тайне, дабы не пострадали и о. Мартиниан и другие люди. Из многих мест к батюшке приезжали на исповедь. Порой случалось, что одновременно собиралось до полутора десятков человек. Пока один исповедовался, остальные ожидали на кухне. Семья отца Мартиниана гостеприимно принимала всех, невзирая на большой риск.

О. Мартиниан Салин постоянно приезжал и в Гуслицы. По вышеупомянутым причинам точный перечень населенных пунктов, где он бывал у своей паствы, не известен. По воспоминаниям членов семьи он часто бывал в Смолево (возле платформы "73 километр" и в Молоково, где еще помнили его духовного отца – протоиерея Льва. Известно также, что о. Мартиниан постоянно приезжал в село Хотеичи, где неокружной общиной руководил местный уставщик Федот Васильевич. В Куровской батюшка регулярно служил в тайной моленной, которая располагалась в задней части дома №55 по Советской улице. Туда, к своим одноверцам, он ездил примерно до начала 1970-х годов. Кстати, тайная моленная в задней части дома была у отца Мартиниана еще в период его проживания в Игнатьево. Известно также, что он посещал и многие другие гуслицкие селения, но их названия к сожалению не известны.

После 1960 года отец Мартиниан проживал в Малаховке и Родниках. В этот период, ввиду слабого здоровья подорванного двумя высылками в казахстанские степи, он уже с трудом мог исполнять свой пастырский долг. В 1972 году он получил страшный удар – отошла в Вечность его супруга – матушка Синклитикия. После этого отец Мартиниан уже не мог выполнять свои священнические обязанности. Сам он прожил еще пять лет и умер 21 мая 1977 года в поселке Родники в возрасте 85 лет. Похоронен он на обычном кладбище поселка Родники.

Отец Мартиниан Салин был последним старообрядческим неокружническим священником в Подмосковье и Центральной России, остававшимся в 1960-1970-х годах, кто не присоединился к Рогожке. Кроме него, в этот период осуществляли свою деятельность о. Артемон, предположительно из Измаила, которого звали "Южный" ввиду того, что он окормлял южную часть России, Украину и Молдавию, а также о Родион, именуемый "Северный" за окормление северной части Европейской России. Оба они вместе с о. Мартинианом совершали погребение матушки Синклитикии в 1972 году, но только о. Артемон смог приехать на погребение самого отца Мартиниана.

Такова вкратце биография последнего неокружного старообрядческого священника Мартиниана Салина, который имел непосредственное отношение и к послевоенной истории старообрядчества Гуслиц.

 

Редакция альманаха "Гуслицы" обращается к своим читателям с просьбой помочь собрать материал о деятельность отца Мартиниана Салина в гуслицких деревнях в послевоенный период.


1949 год. Отец Мартиниан в ссылке.


1952 год.


Отец Мартиниан во время служения в храме в Новохаритоново. 1924 год.


Отец Мартиниан в 1960 году.


Отец Мартиниан в последние годы своего служения.




Рукописная копия ставленной грамоты о. Мартиниана Салина.