СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ В АЛЕШИНО.
24 октября 2004 года в жизни подмосковного старообрядчества произошло знаменательное событие – недалеко от Гуслиц, в селении Алешино Егорьевского района решением Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви был устроен мужской старообрядческий монастырь в честь Знамения Пресвятыя Богородицы.
Хотя Алешино не входит в Гуслицы, но расположено вблизи гуслицких селений и, что самое главное, известно практически всем послевоенным поколениям гусляков-старообрядцев. С открытия местного храма в 1947 году в нем духовно окормлялась практически вся южная часть Гуслицкого края. Сложно сказать, сколько гусляков было крещено в алешинском храме. Таким образом, Алешино играло не один десяток лет огромную роль в духовной жизни Гуслиц.
Еще в XIX столетии на востоке Подмосковья, прежде всего в Гуслицах, было немало старообрядческих скитов и монастырей. Это если не считать многочисленных келий чернецов и келейниц, которые находились возле очень многих старообрядческих деревень. Такие кельи существовали еще в первой половине ХХ века. Монастыри же не дожили до советского времени и большей частью были либо разорены властями царской России, либо прекратили существование сами собой. Большая часть монастырей и скитов находилась среди глухих лесов и непроходимых болот на границе Гуслиц и Патриаршины возле административного рубежа Богородского уезда Московской и Покровского Владимирской губернии. Только в окрестностях деревни Беливо известно не менее десяти мест старообрядческих монастырей, самым известным из которых является Леонтьевский.
В Алешино же прежде никогда не было иноческой обители. В селении существовал храм-моленная, который был закрыт в 1930-х годах и впоследствии разрушен. После Великой Отечественной войны старообрядцы Егорьевска и соседних мест добивались возвращения им храма во имя Великомученика Георгия и моленных в Челохово и Акатово. Удовлетворить эти ходатайства власти не сочли нужным, но передали просителям здание бывшего новообрядческого храма, стоящего в Алешино. В конце 1940-х – 1950-х годах при Алешинском храме, который в память о закрытом храме в Егорьевске старообрядцы освятили в честь Георгия, существовал огромный приход, который по данным уполномоченного Совета по делам культов насчитывал не менее 12 тысяч человек, проживавших в Егорьевске, Егорьевском, Воскресенском, Коломенском и Куровском районах. В Алешинскую церковь было передано немало икон, книг и утвари из закрытых моленных в деревнях южной части Гуслиц.
Прежде многочисленный алешинский приход с годами постепенно уменьшался. В начале 1996 года назначенный сюда на место умершего о. Сергия Маругина о. Василий Кадочников добился возвращения старообрядцам храма Великомученика Георгия в Егорьевске и жизнь общины постепенно была перенесена туда. Также постепенно в Егорьевск было вывезено имущество Алешинской церкви, включая и иконы и др. вещи из гуслицких моленных. Храм в Алешино почти умер. Поэтому решение об устройстве здесь монастыря фактически спасло не только его, но и судьбу местного старообрядчества в целом.
Уже через несколько дней после решения Освященного Собора, 27 октября, в Алешино прибыла братия. Новый монастырь посвящен Знамению поскольку прежде храм был Знаменским, а Георгиевский храм в самом Егорьевске уже возрожден. Насельников монастыря местные жители встретили очень хорошо, помогали во всем, снабжали продуктами. Несмотря на то, что со времени устройства обители прошло совсем немного времени, в ней уже десять человек братии: игумен Александр, монах Вавила, четверо послушников и четверо трудников. Всей братии менее тридцати лет. На возобновившиеся регулярные богослужения собирается не менее тридцати человек из Алешино, Кудиновской, Федуловской, Нового поселка, других соседних населенных пунктов. Многие приезжают из Егорьевска. В дальнейшем ожидается рост числа прихожан, поскольку еще не все знают о монастыре. По словам о. Александра, в деревнях люди, особенно пожилые, живут своей жизнью и не всегда оперативно узнают о тех или иных событиях. С целью ознакомления местных жителей с приходом на Рождество игумен Александр с братией ходил по деревням с древним обычаем славить Христа, заходя практически в каждый дом. Людям это очень понравилось. Существующий всего несколько месяцев монастырь уже очень популярен. Ему оказывают безвозмездную помощь многие светские организации.
В планах игумена Александра восстановление храмовой колокольни, разобранной еще после закрытия храма в 1930-х годах, строительство вокруг монастыря кирпичной ограды, бани и братского корпуса. Но все же самая важная работа – это не забота о камнях, а окормление человеческих душ. С нового учебного года планируется организовать при обители воскресную школу, а летом провести для детей лагерь при храме.
Самым грандиозным из планов игумена является устройство старообрядческого скита на Соловецких островах – месте, где в далеком XVII столетии пролилась кровь Страдальцев за Старую Веру. Уже ведутся переговоры с Архангельской епархией Московской Патриархии. Помощь в устройстве скита в таком значимом для старообрядчества месте изъявил желание оказать депутат Государственной Думы, гусляк, Александр Васильевич Коржаков, построивший недавно великолепный старообрядческий храм на родине своих предков в гуслицкой деревне Молоково.
Хочется надеяться, что крепкие связи Гуслиц и Алешина будут существовать и развиваться далее, что старообрядцы гуслицких селений вновь станут частыми посетителями этого храма, ставшего ныне монастырским. Кто знает, может быть и в самих Гуслицах вскоре вновь появится старообрядческий монастырь – преемник тех, что существовали здесь в прежние эпохи. Он мог бы появиться в Беливо, где в свое время был центр гуслицкого старообрядческого монашества. В Беливо сохранилось здание моленной, ныне действующей. По местным преданиям эта моленная когда-то была перенесена с территории Леонтьева монастыря. Современные монастыри имеет смысл устраивать в населенных пунктах, т.к. мало кто сможет сейчас жить в глухом лесу, как это делали наши благочестивые предки.
Знаменский храм старообрядческого монастыря в Алёшино |