Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 2 arrow а2 - старообрядческие монастыри в гуслицах

"Златоструй" №4 (декабрь, 1910 год), №6 (февраль, 1911 год)

Старообрядческие монастыри в Гуслицах.
(Исторический очерк).

Всем известный старообрядческий Гуслицкий Округ (в Богородском уезде, Московской губ.) с разных сторон церковной старообрядческой жизни представляет собою выдающийся интерес почти для каждого старообрядца. Кому неизвестна поголовная грамотность гусляков? Где только не встретишь в старообрядческих приходах России священника, диакона, дьячка, певца или уставщика из Гуслиц? Чьими распевами крюкового пения гордятся старообрядцы, как не Беливскими из Гуслиц, и т.д. и т.д.

Все это вместе взятое свидетельствует о славной деятельности гусляков-старообрядцев на ниве многострадальной старообрядческой церкви. Обо всем этом не раз говорилось на столбцах старообрядческих и других периодических изданий и газет.

В настоящем кратком очерке мы имеем в виду поделиться с читателями журнала "Златоструй" историческими сведениями о старообрядческих монастырях Гуслиц.

I. Монастырь о. Леонтия (близ Белива).

В трех верстах от селения Беливо, Богородского уезда, - на границе трех губерний: Московской, Владимирской и Рязанской, на гористой местности, покрытой сосновым, никогда непроходимым лесом, как говорит предание, в 1671 году был основан старообрядческий мужской монастырь. В виду начавшихся в период этого времени гонений на старообрядцев, пользуясь тем, что здесь место очень глухое, кругом непроходимые болота, монастырь скоро начал наполняться желающими жить в дали от мирских печалей. Число братии вскоре значительно увеличилось, так, что явилась потребность в создании монастырского храма, где бы братия монастыря могла удовлетворять свои духовные потребности. Вначале молились в простом доме - келии. Материалом для постройки храма служил вековой лес, растущий в изобилии кругом монастыря. Не было недостатка и в рабочих, так как из братии много было людей, занимавшихся прежде плотничными работами. Быстро был выстроен храм и освящен в честь Введения в церковь Пресвятыя Богородицы. Этот храм существовал до самого разорения монастыря, последовавшего в царствование Императора Николая 1-го.

В конце XII столетия, когда особенно усилились гонения на старообрядцев и получило широкое применение со стороны гражданских властей "телесное озлобление", явилось огромное число бежавших из родных гнезд и искавших тихого пристанища в монастыре. В приеме, конечно, никому отказа не было и потому необходимо было произвести новые постройки для братии. Было построено много новых келий, увеличено число колодцев, прудов и т.д.

Существовавшее в монастыре стройное пение и выразительное чтение, строгое исполнение церковного устава, суровая жизнь братии, - все это привлекало толпы богомольцев из окрестных селений и снискало монастырю заслуженное уважение и любовь гусляков. В монастырь стало поступать много пожертвований от местного населения и монастырь каждый праздник был полон богомольцами, которые с великим усердием шли послушать монастырское богослужение, насладиться сладкогласным пением и поучиться строгой жизни монастырской.

Год от года монастырь, покровительствуемый помещиками Лопухиными, на земле которых он был построен, рос с невероятной быстротой. Число братии достигло более 150 человек. Явилась крайняя необходимость увеличить, как число построек для братии так и воздвигнуть новый более обширный храм для богослужения. Были выстроены: монастырская гостиница, здание для школы славянского чтения и крюкового пения, здание для библиотеки и проч. Библиотека при монастыре существовала до самого разорения монастыря. Недавно умершие старожилы Артемон Потапов и Агафья Веревкина передавали за несколько дней до разорения пишущему эти строки, что вся библиотека была вывезена из монастыря в Беливо. Монастырская библиотека состояла более чем из трех тысяч экземпляров разных редкостных древних рукописей и церковно-славянских книг, патриаршей печати. Впоследствии большинство из этих книг были проданы в Москве, антикварной торговле С.Т. Большакова.

Одной из больших заслуг монастыря перед старообрядческим миром является монастырская школа славянского чтения и крюкового пения, которая существовала при монастыре более 100 лет. Число вышедших из этой школы учеников не поддается подсчету, так как, не сохранилось точных документальных об этом сведений, но надо предполагать, что число это было громадно. Многие старики передавали, что этой школе обязаны гусляки своею современною поголовною грамотностью.

Знаменитый беливский распев крюкового пения, принятый везде у старообрядцев, как самый правильный, был выработан здесь, при монастырской школе руководителем её иноком о. Ильею. Впоследствии, уже после разорения этого монастыря, в 60-х годах минувшего столетия под руководством о. Ильи, крюковой распев был переработан беливским кружком любителей крюкового пения и в этом виде вошел во всеобщее употребление и в наше время.

В конце XVII столетия монастырь находился в полном расцвете и величии. Число братии достигло 240 человек. Школа славянского чтения и крюкового пения также процветала. При монастырской гостинице в праздничные дни велись духовно-нравственные беседы, послушать которые собирались жители изо всех селений Гуслиц в огромном количестве.

С монастырской колокольни раздавался прекрасный сильный звон, созывающий на молитву братию и окрестных крестьян-старообрядцев. В это время настоятелем монастыря был о. Иерон, которому много и обязана такая славная деятельность монастыря. О. Иерон имел много знакомства среди старообрядческого купечества Москвы, которое и помогало материально монастырю.

Кончина настоятеля монастыря о. Иерона повергла всю братию в великую печаль.

Кончину о. Иерона вместе с братиею монастыря оплакивало и все население Гуслиц, ибо братия монастыря и все окрестные старообрядцы в лице о. Иерона потеряли незаменимого деятеля, как в церковно-общественном отношении, так и в религиозно-нравственном и как руководителя и воспитателя молодого поколения Гуслиц.

Новый настоятель монастыря инок о. Леонтий, не которого пал жребий после покойного о. Иерона, был из числа братии этого же монастыря. Среди всей братии он пользовался любовью и уважением. Инок о. Леонтий до избрания своего в настоятели много путешествовал по монастырям русским и несколько раз бывал в Иерусалиме и в других местах святой земли.

Приняв на себя великий сан настоятеля монастыря, о. Леонтий весь отдался на служение монастырю; особенно строго следил за соблюдением монастырского устава и сам был примером для братии. Но недолго пришлось править монастырем новому настоятелю о. Леонтию: над монастырем уже нависли грозные тучи. Врагу рода человеческого было противно, что здесь так истово славилось имя Божие. По повелению Императора Николая первого монастырь был разрушен, братия разбежалась по лесам, некоторые же были схвачены властями и заключены в темницы, где и страдали за веру Христову, перенося тяжкие томления…

В настоящее время на месте бывшего монастыря имеется часовня 8 аршин длины и 8 ширины, в которой покоятся останки инока о. Леонтия, бывшего последним настоятелем монастыря. Кроме того, имеется несколько памятников на могилах братии монастыря здесь погребенных, два пруда, два колодца и проч.…

Ежегодно 24-го июня на праздник Рождества Иоанна Предтечи и 29 августа на Усекновение главы св. Иоанна Предтечи бывает большое стечение богомольцев со всех соседних уездов, на могилу инока о. Леонтия; по очереди служатся панихиды. Число богомольцев иногда достигает 1000 человек. Паломники идут сюда с верою получить исцеления и прощения грехов от могилы инока о. Леонтия.

Жаль, очень жаль, что этот монастырь старообрядцами заброшен. Не хочется верить, что это место освященное кровью страдальцев за древлеправославную веру, осталось в запустении. Будем уповать, что святая обитель дождется своего благотворителя и вновь, яко финик процветет и яко кедр, иже в Ливане умножится!..

II. Праксенна Грива (близ Белива).

В полуверсте от мужского монастыря о. Леонтия к северо-востоку от него на продолговатом острове, по словам старожилов почти в одно время с основанием монастыря о. Леонтия, был основан и женский монастырь, который получил название "Праксенна Грива" по имени своей первой настоятельницы инокини матери Евпраксии. От мужского монастыря о. Леонтия он был отделен непроходимым болотом, так что проникнуть на остров в женский монастырь стоило большого труда. Болото состояло из жидкой торфяной массы, поэтому особенно затруднительно было посещать монастырь летом.

Этот женский монастырь имел до 15 келий. Для богослужений был выстроен храм, в котором ежедневно совершалась служба. В пользовании монастыря было два больших пруда и один большой колодец. При монастыре было и кладбище.

Достопримечательностью сего монастыря считают то обстоятельство, что здесь года два жила бежавшая из Петербурга, известная Лопухина. Суровый здешний климат не понравился Лопухиной и она потом переехала в старообрядческий женский монастырь на Волге.

Женский монастырь на "Праксенной Гриве", среди старообрядцев Гуслиц известен тем, что он послужил началом целой сети женских монастырей-келий, которые затем появились в Гуслицких деревнях: Беливой, Завольной, Куровской, Коротковой, Губинской и др. на "Праксенной Гриве" монастырь кончил свое существование почти одновременно с мужским монастырем о. Леонтия. Причина закрытия этого монастыря была та же что и закрытия монастыря о. Леонтия. При настоятельнице инокини матери Парасковии, в самый расцвет монастыря число монахинь доходило до 40.

Лет 8 назад здесь было большое сосновое кладбище, но один беливский крестьянин почти все деревья срубил и увез в Беливо и теперь осталось только несколько могил, колодец, два памятника и несколько сосен.

III. "Камень".

От "Праксенной Гривы" к северо-востоку, почти в одно время с основанием описанных выше монастырей был основан мужской старообрядческий монастырь в гористой местности, окруженной непроходимыми торфяными болотами и известной под названием "Камень".

Болота здесь раскинулись почти на протяжении 40 верст вокруг монастыря и потому посещение его было возможно только в зимнее время.

Монастырь был расположен в березовом и сосновом вековом лесу. Обширный остров, на котором был расположен монастырь давал возможность выстроить келии для братии на большом расстоянии одну от другой. Для общей молитвы имелась моленная, а кроме того монастырь имел несколько рыбных прудов.

Монастырь этот покончил свое существование уже после разорения монастыря о. Леонтия.

В настоящее время от когда-то цветущего монастыря почти не осталось и признаков: вековой лес весь вырублен, и кое-где растет только мелкий кустарник, который также ежегодно вырубается местными крестьянами для своих надобностей, пруды изобиловавшие разнообразною рыбою ныне почти повысохли, колодцы обвалились, только уцелели срубы. Сейчас около каждого колодца поставлены кресты и имеются для черпания воды жестяные кружечки. Сохранилось несколько простых каменных памятников. На кладбище во время процветания монастыря здесь жило до 70 человек братии, большинство, которых перешло из монастыря о. Леонтия, с целью уединения и молчальничества. Эту местность и в настоящее время, особенно летом посещают богомольцы из окрестных деревень.

IV. Осипова Грива.

От мужского старообрядческого монастыря "Камня" к северу, на холме в сосновом лесу, существовал еще один мужской старообрядческий монастырь - "Осипова Грива".

Основан был этот монастырь иноком Иосифом, который вел строгую подвижническую жизнь и для этой цели избрал нелюдимое место среди торфяных болот, так что посещение его было возможно - только зимою.

При монастыре для братии имелась моленная, несколько келий, три колодца и большой пруд.

Сосновый крупный лес существовал до 1902 года, когда он был уничтожен. В настоящее время осталось несколько колодцев, пруд и монастырское кладбище.

Степ. Алексеев.