С.С. МИХАЙЛОВ
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ МОЛЕННЫЕ В ГУСЛИЦКОМ СЕЛЕНИИ ЗЕВНЕВО
Старообрядческая деревня Зевнево расположена ныне на самом юге Орехово-Зуевского района Московской области, прежде она входила состав Богородского уезда Московской губернии. Ее население прежде составляли исключительно старообрядцы, преимущественно Белокриницкого согласия (окружники), а также в селении проживало некоторое число беглопоповцев-лужкан. Последних было, по словам старожилов, где-то чуть более десятка семейств. К началу ХХ столетия они, как и другие гуслицкие лужкане, оставшись без возможности получать беглых священников, превратились в беспоповцев.
Первое упоминание о старообрядческом храме-моленной в деревне Зевнево мы встречаем в Центральном Историческом Архиве г. Москвы, в фонде Московского военного генерал-губернатора, в составленной в 1826 году "Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и сектантских часовнях и молельнях…". В принадлежащей графини Мусиной-Пушкиной деревне указана моленная, существующая "с давних времен" и устроенная "самовольно" и находящаяся в прочном состоянии
1. Стояла в деревне одна моленная, или же, как это было в начале ХХ века, были летняя и зимняя, не известно.
По рассказам старожилов, записанным в октябре 2003 года, престольным праздником в Зевневе испокон веков считался Покров, следовательно и все существовавшие в селении храмы-моленные были посвящены именно ему. Посвящены ли ему были обе моленные, летняя и зимняя, или же одна из них имела другое посвящение, нынешние старожилы сказать не могут.
Следующее упоминание о старообрядческой моленной в Зевнево относится к 1843 году. 17 июня известнейший ненавистник старообрядчества митрополит Московский Филарет написал послание на имя московского гражданского губернатора Ивана Григорьевича Сенявина, в котором докладывал, что до его весьма чуткого внимания дошло, что на "существующей издавна раскольнической часовне", "незаконно" была отремонтирована кровля. Крыша была покрыта хоть и не новой, но твердой дранкой, вместо сгнившей. Также "хитро" были заменены не новыми но прочными пришедшие в негодность перекладины. Пристав же 1-го стана Богородского уезда, специально по этому поводу произведший расследование, докладывал, что следов новых исправлений на моленной он не обнаружил. Последний раз они производились лет за 15 до этого
2. Митрополит Филарет в очередной раз перестарался.
Согласно официальным данным о Зевневской моленной, по крайней мере той, что упоминается в документах, не было престола. Сама она фигурирует в ведомостях старообрядческих молитвенных зданий за 1851, 1856 и 1860 годы.
3. Фигурирует она и в ведомостях за другие годы.
В начале ХХ столетия, в 1905-1906 годах, напуганное ситуацией в стране царское правительство, после двух с половиной веков гонений и дискриминации, объявило старообрядцам вероисповедные свободы. Хранители исконных русских традиций и обрядов теперь получили возможность открыто без ограничений исповедовать свою веру, регистрировать общины, строить полноценные храмы с куполами, крестами, колокольнями и т.п. Этим воспользовались и зевневские старообрядцы.
9 февраля 1908 года в Московское Губернское Правление обратилось общество старообрядцев деревни Зевнево Богородского уезда с просьбой зарегистрировать "Зевневскую Покровскую старообрядцев Белокриницкой иерархии общину". Общину предполагалось учредить при храме Покрова Пресвятыя Богородицы "имеющем быть выстроенным" в деревне Зевнево, на общественной земле. До его постройки просители заявили, что богослужение будет совершаться в старой моленной в той же деревне. Община должна была распространять свою деятельность на деревни Зевнево, Игнатово, Барышево, Ботогово и Беззубово. Правление зарегистрировало эту общину 7 марта 1908 года
4. Интересно, но деревня Зевнево упоминается и как селение, где живут прихожане старообрядческой общины, которая 12 марта того же года была зарегистрирована при храме Великомученика Никиты в деревне Панкратовская, находившейся неподалеку от Зевнево.
5. Причем обе общины принадлежали к одному Белокриницкому окружному согласию и догматических разногласий между ними быть не могло. Может быть часть зевневцев была чем-то недовольно в своей общине и стала ориентироваться на один из соседних старообрядческих приходов. Или же одного храма для большой старообрядческой деревни было мало и часть молящихся посещала моленную соседней деревни. Далее мы еще немного вернемся к этому моменту. И еще, журнальным определением Московского Губернского Правления от 16 ноября 1911 года община (не сама моленная – С.М.) в Зевнево была закрыта.
6.
Со строительством самой моленной ситуация сложилась интересная. Попробуем начать с дела, которое по поводу строительства храма вели враги старообрядцев из Московской Духовной Консистории. В начале 1912 года в Московское Губернское Правление обратились уполномоченные от крестьянского общества деревни Зевнево Беззубовской волости Богородского уезда, крестьяне Я.И. Тарасов, Л.Д. Титов и Г.А. Рычков, с ходатайством о разрешении постройки в селении взамен пришедшего в ветхость нового молитвенного дома. 14 марта Правление, вернее его Строительное Отделение, обратилось в Московскую Духовную Консисторию отношением за №838 не видит ли та каких-либо препятствий к построению моленной. Консистория с ответом особо не торопилась, что заставило Строительное Отделение 30 апреля за №1270 срочно требовать возвращения чертежей моленной, оставив свое отношение за №838 без рассмотрения. Хотя, возможно, здесь была и какая-то иная причина.
Информация о самой просимой моленной, в то время уже фактически построенной, содержится в донесении благочинного 5-го округа Богородского уезда от 2 июня, за №559. Оказывается старообрядцы построили моленную еще в ноябре 1911 года, посреди деревни, без всякого разрешения. Внешне она имела вид православного храма, с главой и крестом. Со слов крестьян деревни выяснилось, что ее строил Семен Агафонов Аршинов, хотя сам он это в разговоре с священниками господствующей церкви отрицал. В других документах этого дела также говориться, что Аршинов первоначально построил моленную на своей усадьбе, а затем уже перенес в середину деревни. Память об этом переносе до сих пор сохраняется старожилами селения. Благочинный упоминал, что в Зевнево уже есть один молитвенный дом, хотя и старый, но в хорошем состоянии. Старообрядцы, по его словам, желали его отремонтировать, "иначе сказать, перестроить заново и придать ему вид православного храма". Упоминается и молитвенный дом беглопоповцев (лужкан, хотя в деле это конкретно и не говорится). Благочинный предлагал сломать новый молитвенный дом, как построенный без разрешения начальства. Но его мнение теперь, после Высочайшего объявления вероисповедных свобод старообрядцам, мало кого волновало.
В деле есть краткие описания и старого, и нового храмов. Новая моленная была 15 1/5 на 10 аршин, крытая железом. Здание имело печь, что говорит о нем, как о храме где службы должны были вестись в холодное время года, т.е. зимнем. Снаружи оно имело четыре окна. Старая моленная имела размеры 18 х 12 аршин. Высота в куполе была не менее 15 аршин. С западной стороны моленная имела тесовый притвор, 6 х 12 аршин. Все сооружение стояло на "каменных столбах". В старой моленной служба велась "с Пасхи и до зимы", т.е. она была холодная, или летняя. Крестьяне деревни просили разрешения на перестройку старого, летнего молитвенного дома, где предполагалось сделать следующее: 1. Сделать его теплым, так же как и новый, 2, с восточной стороны пристроить помещение для алтаря, 8 х 7 аршин, 3. Вместо тесового сделать бревенчатый притвор, 4. Покрыть здание железом, 5. Изменить наружный фасад, и последнее – установить над моленной главу с крестом.
7
Далее посмотрим дела светских органов власти. В фонде Московского Губернского Правления сохранился рапорт богородского уездного исправника от 1 декабря 1912 года, в котором тот докладывал, что постройка старообрядческого молитвенного дома в Зевнево закончена. В том же деле есть и точная дата утверждения проекта храма – 24 мая 1912 года. Неторопливость чиновников духовного ведомства господствующего исповедания, которые лишь в июне соизволили сообщить, что моленная вот уже полгода как стоит, позволила Правлению разрешить постройку.
8 Речь здесь идет о той моленной, о сооружении которой просили Тарасов, Титов и Рычков, поскольку дело начинается с их прошения. Именно после получение прошения этих трех крестьян Правление и сделало запрос в Консисторию. Просители заявляли, что их старый храм пришел в негодность.
Еще в 1911 году зевневские старообрядцы, от имени которых хлопотали уже знакомые нам Игнат Денисов Титов и Гавриил Акимов Рычков хлопотали перед тем же Губернским Правлением о ремонте старой моленной. Среди просителей отсутствовал упоминаемый в деле о строительстве новой моленной Яков Иванов Тарасов, но вместо него присутствовал другой Яков Иванов – Карпов. Как же потом выяснилось, речь шла не о ремонте, а постройке нового молитвенного дома, которую по тихому, видимо и хотели под прикрытием ремонта старого сделать жители деревни. Здесь также и проясняется связь Зевнева с Панкратовской, расположенной в пяти верстах. Оказывается, в самом Зевневе не было в это время своего священника и деревню окормлял панкратовский старообрядческий священник. Просители также упоминают, что обращались насчет ремонта храма неоднократно, а также и то, что требы и впредь будут производиться у приходского священника, т.е в Панкратовской. Проект же молитвенного дома в этом случае был не одобрен Строительным Отделением Правления в виду близости жилых построек в случае опасности пожара.
9 Но, как мы видели и из консисторского дела, и из дел самого Губернского Правления, к началу 1912 года в Зевневе стояли уже две моленные белокриницких старообрядцев. Рассказы старожилов деревни также повествуют о наличии в деревне на их памяти двух молитвенных домов, летнего и зимнего, разоренных уже в советское время. Кстати, по рассказам жителей деревни, в первой половине ХХ столетия глава была только на зимнем храме, летний же ее не имел. Вопрос, зачем же тогда надо было просить разрешения при ремонте летней моленной устроить в ней печь? Не исключено, что до постройки теплого молитвенного дома и перенесения его в центр Зевнева с усадьбы Аршинова, там же, на аршиновском участке, стоял его предшественник, который оказался вне поля зрения духовных и светских властей. Вряд ли старообрядцы, имеющие продолжительные службы, могли по много часов зимой выстаивать в не отапливаемом помещении. Самое интересное, что на представленных проектах обе моленные выглядят как близнецы, отличие только в том, что у одной из них имеется алтарная апсида. С одной стороны возможно, что зевневские старообрядцы могли устроить две моленные почти по одному проекту, с другой, что речь идет об одном и том же молитвенном здании. Проверить это уже не представляется возможным. Отсутствие главы же на летнем храме против ее наличия в проекте можно легко объяснить тем, что очень часто встречалось не только у старообрядцев, но и у официальных православных приходов. Причина всегда крылась в не имении достаточных средств.
В списке церквей и бывших монастыре по Московской губернии по состоянию на середину 1920-х годов, в Зевнево не значится ни одной зарегистрированной старообрядческой моленной, хотя они в это время действовали.
10
Все старообрядческие моленные в Зевнево были закрыты практически одновременно, в 1930-х годах. Зимняя моленная стала сельским клубом, с нее сразу же была снята глава. Через какое-то время клуб в деревне упразднили, бывшую моленную разобрали и перевезли в соседнюю деревню Игнатово, где объединили с бывшим церковным зданием из Ащерино, достроили м сделали игнатовским клубом. Последний сгорел в 1950-х годах.
Летняя моленная была сделана зернохранилищем. Ее внутренне помещение было разделено на два этажа стелажами, с здании хранили зерно, фураж. По разным сведениям в 1960-1980-х годах здание было разобрано. Ее материал должен был пойти на обогрев овощехранилища, но часть его была использована для строительства частной бани. Интересно, но в сведениях о закрытых старообрядческих молитвенных зданиях по Московской области на 1 июля 1945 года ни одна зевневская моленная не фигурирует, хотя точно известно, что и летняя и зимняя в это время еще стояли в деревне.
11
Если в начале ХХ столетия в Зевнево не было своего священника, то почти веком ранее в селении священствовал "раскольничий поп Спиридон". Согласно сведениям уже упоминавшегося митрополита Филарета за 1837 год он находился в Зевнево. Судя по всему, о. Спиридон служил здесь ранее, т.к. согласно обстоятельствам дела видно, что в том году его в деревне уже не было, а жил его сын Никандр. Воинственный митрополит писал губернатору, что тот "защищает раскольничьи обряды", что не подтвердилось на самом деле. Сам отец Спиридон в это время уже жил под надзором в городе Ранненбурге Рязанской губернии, у родственников. Согласно донесению богородского уездного исправника от 14 января следующего 1838 года, сын священника Никандр, посетив отца в Ранненбурге, не заехав даже в Зевнево, поселился в деревне Гавриловская соседнего Егорьевского уезда Рязанской губернии.
12
Позже, как уже говорилось, зевневские старообрядцы были ориентированы на приход в деревне Панкратовская, о чем до сих пор помнят старожилы. По их словам, после закрытия панкратовской моленной обращались за духовным окормлением к священнику деревни Челохово, расположенной рядом с Панкратовской, где испокон веков была своя моленная. В 1947 году многочисленным старообрядцам южной части Гуслиц, Егорьевска с окрестностями, Воскресенского района, был передан бывший новообрядческий храм в селе Алешино Егорьевского района. Зевневские старообрядцы сразу же сориентировались на него. В Алешинский храм зевневцы ездили вплоть до открытия в 1996 году Георгиевского храма в самом Егорьевске, который принял всех бывших алешинских прихожан. В деревне Зевнево всегда было много книжников, руководивших молитвами. Многие из них играли не последнюю роль в Алешинском храме. Кстати, немало книг и икон из зевневских моленных было передано в Алешино.
Выше уже упоминалось, что в Зевнево также жило небольшое число старообрядцев-лужкан. Как уже упоминалось, в селении их было чуть более десятка семейств. По словам старожилов, зевневские лужкане в основном носили фамилии Минины, Титовы, Пчелкины, хотя это вовсе не означает, что все зевневские Титовы, к примеру, были лужканами. Небольшое лужканское общество также имело свою моленную. Она, судя по всему также была посвящена Покрову, и находилась в южной части селения, в поле между самой деревней Зевнево и слободкой. Именно там ее помнят на начало ХХ столетия старожилы. Были ли прежде лужканские моленные в деревне, или же представители этого вероисповедания осуществляли общественные богомоления на дому у активных единоверцев, не известно. Там же, в фонде Московского Губернского Правления, есть и дело о разрешении постройки в Зевневе старообрядческого молитвенного дома в 1909 году. Прошение в Строительное Отделение Правления подавал крестьянин Антон Ермолаевич Минин-младший. Одноэтажный деревянный храм-моленную он собирался выстроить на своей усадебной земле. Речь здесь идет явно не о белокриницкой моленной, т.к. нет ни уже знакомых нам просителей-белокринишников, да и само дело говорит о том, что предлагается к постройке совсем иная моленная. Проект был забракован совещательным присутствием Строительного Отделения Московского Губернского Правления 26 мая 1909 года и ввиду того, что он был составлен без соблюдения пунктов 105-го и 108-го Строительного Устава, при прошении не было приложено протокола общего собрания, а также и то, что еще 20 июля 1903 года зевневское общество постановило указанную усадебную землю оставить для проезда и запретило прежней владелице Холодновой возведение здесь каких-либо построек.
13
Однако А.Е. Минин не смирился с первой неудачной попыткой и в следующем 1910 году, в апреле, снова подал прошение в Московское Губернского Правление. На этот раз, "на собственной усадебной земле деревянное строение с главкой" Правление построить разрешило протоколом совещательного присутствия своего Строительного Отделения за №154 от 6 мая 1910 года
14. На планах моленная выглядит как полноценное церковное здание с куполом. Так она выглядела и по воспоминаниям зевневских старожилов. Закрыта она была практически одновременно с летней и зимней белокриницкими. Что в ней находилось после закрытия, старожилы уже не могут сказать. Известно, что она была разрушена самой первой. В настоящее время на ее месте ничего не находится. Много книг и икон из лужканской моленной деревни Зевнево после 1947 года были переданы в Алешино. По рассказам жителей деревни, паникадило из этого храма ныне висит в притворе алешинского храма.
Впоследствии немногочисленные зевневские лужкане, как и их единоверцы из других селений Гуслиц и соседних местностей, постепенно сошли на нет. После ухода из жизни наиболее активных приверженцев этого исповедания члены их семейств, которые не отошли от веры, постепенно перешли в Белокриницкое согласие.
Проект зимнего (?) храма в Зимнево. ЦИАМ, ф. 54, оп. 165, д. 245, л. 2 об
Проект летнего (?) храма в Зернево. ЦИАМ, ф. 54, оп. 166, д. 106, л. 6
Проект лужканского молитвенного дома в деревне Зевнево. ЦИАМ, ф. 54, оп. 164, д. 61, л. 6
ПРИМЕЧАНИЯ
- Ведомость о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольнических часовнях и молельнях составленная 1826 года.// Центральный Исторический Архив г. Москвы (ЦИАМ), ф.16, оп.109, д.4, л.155;
- ЦИАМ, ф.17, оп.6, д.128, лл. 1, 1об, 4, 4об;
- ЦИАМ, ф.17, оп.13, д.48, лл31, 31об, 32; ф.17оп.13, д.259, лл.130-132; ф.17, оп.13, д451, л. 10об;
- Реестр старообрядческих общин Московской губернии. // ЦИАМ, ф.203, оп.744, д3077, лл7об-8;
- Там же, лл.8об-9;
- Там же, л.8;
- ЦИАМ, ф.203, оп.483, д.14, лл.1-7;
- ЦИАМ, ф.54, оп.166, д.106, лл.1-13;
- ЦИАМ, ф.54, оп.165, д.245, лл.1-7;
- Центральный Государственный Архив Московской Области (ЦГАМО), ф.1215, оп.2, д.201, л.58;
- Центральный Муниципальный Архив Москвы (ЦМАМ), ф.3004, оп.1, д.4, лл.11-12;
- ЦИАМ, ф.17, оп.5, д.754, лл.1-6;
- ЦИАМ, ф.54, оп.163, д.46, лл.1-2;
- ЦИАМ, ф.54, оп.164, д.61, лл.1-2.
|