Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 2 arrow а2 - размышления над гуслицами экскурсионными

Сергей Михайлов

РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ГУСЛИЦАМИ ЭКСКУРСИОННЫМИ

В последнее время Гуслицы, наконец-то, стали привлекать к себе внимание столичных турфирм, организующих экскурсионные поездки для москвичей. Край, забытый на долгие десятилетия, восстает из небытия. Гуслицы имеют интереснейшую историю, самобытную культуру, которая не может не привлечь внимание. Прошлое региона раскрывает неизвестные страницы прошлого всей России, то, что долгое время умалчивалось. Находятся Гуслицы в пределах сотни километров от Москвы, с которой связаны хорошими путями сообщения. В самом крае, в Москве, начинают разрабатывать маршруты по гуслицкой территории. Конечно было бы наивно полагать, что в самом ближайшем будущем Гуслицы станут своеобразной туристической Меккой и сюда потянутся караваны автобусов с экскурсантами. До этого очень далеко. Край в экскурсионном отношении практически не "раскручен". Предстоит огромная работа, чтобы познакомить москвичей и жителей других регионов с уникальной культурой "Старообрядческой Палестины". Но уже сейчас имеет смысл поговорить об экскурсионной работе в крае, ее направленности и перспективах.

В Гуслицком крае есть, что показать гостям. Это и Спасо-Гуслицкий православный монастырь XIX-XX вв, деревянные храмы XVIII столетия в селе Рудня-Никитское, храмы в Хотеичах, Ильинском погосте. Там же, в Ильинке, сохранились и старинные постройки прежних поповских домов, постоялых дворов и т.п. Во многих школах Гуслиц есть превосходные народные музеи, где также есть что посмотреть и послушать. Особенно замечательны музеи в школе Ильинского Погоста ("Музей Гуслицы") и в школе деревни Степановка. В последнем случае в качестве экскурсионного объекта важен и знаменитый мемориальный парк возле школы, история его создания. Объектов в крае можно назвать и найти еще немало, но в Гуслицах для экскурсантов важен рассказ о крае, его прошлом, его специфике. Об этом мы поговорим чуть ниже, а пока хотелось бы рассказать кое о чем из своих недавних наблюдений по экскурсионной практике.

В июле-августе 2004 года мне довелось работать с тремя группами школьников из бывших советских республик, по десять дней с каждой из групп. Экскурсантами являлись старшеклассники из русских школ: Узбекистана, Эстонии и, последняя группа, была смешанная, Белоруссия и Латвия. Из десяти дней три дети знакомились с Москвой и ее достопримечательностями, а остальное время путешествовали по "Золотому кольцу". Общее число посещенных городов доходило до десятка. Понятно, что программа было чрезмерно насыщена. Просыпались в одном городе, а засыпали в четвертом. Практически в каждом из городов группу ждали местные экскурсоводы, прежде всего музейные. Они предлагали ребятам стандартный рассказ о городе, монастыре, музее… Фактически менялись только названия, даты, имена, объекты и т.п., в остальном разнообразия не наблюдалось. Зачастую и манера подачи рассказа экскурсоводов была идентична. К концу путешествия дети в открытую возмущались: "Что, у вас в России кроме церквей и монастырей ничего больше нет!?". И это русские дети, из русских школ за рубежом, причем в ряде случаев, как это было с эстонской и узбекистанской группой, испытывающие в своих странах определенную дискриминацию по национальному признаку, которые по идее должны держаться за все русское. Большая часть школьников из эстонской группы, впервые побывав в России, после вышеописанного путешествия, вообще потеряла желание приезжать на родину предков. А как бы восприняли это российские школьники? У них бы точно была бы отбита охота интересоваться культурой и прошлым своей страны, своего народа. Классический советский сценарий ознакомления с городами "Золотого кольца" и другими местами России уже, в большинстве случаев, безбожно устарел. Если представители старшего и среднего возраста нормально, в силу советского менталитета и воспитания, воспринимают программу, то с подрастающими поколениями дело обстоит намного сложнее. Они выросли и воспитаны уже совсем в других условиях. Они зачастую смутно представляют свою национальную и культурную идентичность. Чтобы привить им чувство патриотизма, любовь к Родине, сделать их носителями культуры да и вообще заставить отождествлять себя с ней, нужна очень тонкая и продуманная работа.

Во время путешествия школьников по "Золотому кольцу" на ура проходила программа там, где помимо основного, зачастую скучного рассказа местного гида, была предложена игровая программа, как это, к примеру, было в Плесе, "В гостях у хозяйки русской избы". Кстати, в Костроме и Плесе была прекрасная местная экскурсовод, с живым интереснейшим повествованием, что также оставило приятный след в памяти детей. Игровую программу предлагают не только в Плесе, она есть и во многих других городах и "Золотого кольца", в других местах. Дети не являются пассивными зрителями, они участвуют в программе. Им интересно, весело. Память о такой экскурсии и игровом моменте остается надолго. Игровую программу также на ура обычно воспринимают и взрослые экскурсанты. В Гуслицах элементами игровой программы могут стать и участие в "степановской кадрили", в каких-то сценках связанных с разбойником Чуркиным… Можно специально разработать игры типа "Фальшивомонетчики и полиция" (кто быстрее и лучше спрячет от полиции компрометирующие предметы, вещдоки и пр.). Конечно же, необходимо позаимствовать опыт других мест, игры, которые идут "на ура" в работе с экскурсантами. Молодежи, разумеется, прежде всего, понравятся традиционные крестьянские игры, где по сценарию молодой человек должен целоваться с девушкой. Таких игр исследователи записали немало и многие из них успешно используются в ряде музеев. Поле для деятельности и фантазии здесь огромное.

Но игровая программа не единственный момент, который должен присутствовать в экскурсии и влиять на ее успех. Важна информация, ее подача. Если рассказ о Гуслицах будет вестись по старинке, в старом советском стиле, то интереснейшее путешествие по краю превратится в обычный экскурсионный ширпотреб. Чистая история Гуслиц от Калиты до Екатерины мало чем отличается от историй других волостей. Даты, владельцы, их перемена, судьбы и прочее… Зачем тогда ехать еще на одну классическую типовую экскурсию!? Мой опыт проведения экскурсий по Гуслицам показывает, что на московских туристов, которых фирмам поначалу с большим трудом удается сагитировать на поездку в "какие-то Гуслицы", более всего привлекает рассказ о Гуслицах XIX-XX вв, посвященный неизвестным страницам истории местного старообрядчества, его культуре, а самое главное – криминальной истории Гуслиц. Многим часто не нравится вспоминать о фальшивомонетчиках, разбойниках, конокрадах, збирунах и проч. Однажды, в ноябре 20032 года, одна из взрослых и шибко серьезных экскурсионных групп (как впоследствии выяснилось, в значительной степени состоявшая из практикующих экскурсоводов), обвинила меня в том, что я "гоню чернуху". Под последним они, разумеется, воспринимали рассказ о гуслицкой криминальной культуре и т.п. Но именно этим были славны Гуслицы до 1917 года. Именно эта "темная" сторона местной истории и культуры привлекает туристов и других сторонних людей. Стесняться этого не стоит – это история и от этого никуда не денешься. Наоборот, края с таким прошлым в России более не найти, и жители современных Гуслиц могут извлекать из этого определенную пользу. Мы фактически не знаем истории нашей страны, кроме того, что нам предлагают учебники истории. Любой край, а особенно Гуслицы, имеет много "белых пятен" в своем прошлом. Если их грамотно раскрыть экскурсантам, то получится немало интереснейших тем для путешествий. Не интересных мест на Земле нет.

Успех экскурсии, а это не секрет ни для кого, прежде всего, зависит от экскурсовода. Представителей этой профессии в Москве много. Ежегодно "Центр подготовки туристических кадров" на Киевской, 22, а также другие курсы выпускают новое пополнение. Но хороших гидов всегда было мало. Хороший гид сможет сделать чудо с самой неинтересной темой, в то же самое время средний экскурсовод превратит в заурядный ширпотреб интереснейший маршрут. Особенно опасны здесь экскурсоводы, которые "водят все", т.е. не особо раздумывая, берутся вести любой прежде неизвестный им маршрут, соображая, что делать по ходу дела. Ряд таких персонажей уже включил неизвестные ни им, ин кому другому прежде Гуслицы в свои списки водимых тем, но как показывают опыты бесед с ними, края практически не знают, за исключением Спасо-Гуслицкого монастыря, Ильинского погоста и Рудни – того, о чем есть литература. Сложность ведения экскурсии по Гуслицам, да, думается, не только по ним, заключается в том, что край надо знать очень хорошо. Иначе вместо ознакомления группы с местностью, ее уникальной спецификой, получится некая "петрушка". Рассказывая о старообрядческих Гуслицах, такие горе-гиды начнут предлагать Вам информацию об Агафье Лыковой, староверии совершенно иных регионов, которые совершенно не похожи на гусляков. Все это будет подаваться в виде "лубочка", с придыханием и т.п. Перескажут также содержимое книжки о. Олега Пэнэжко "Православная Гуслица и Сенежская волость" со многими ее моментами, которые не имеют ничего общего с культурой гусляков. Немало экскурсоводов, даже услышав информацию и записав ее тайком на диктофон, впоследствии вместо правильного воспроизведения выдают группам некую пародию. Чтобы хорошо раскрутить гуслицкую тему, сделать ее крайне привлекательной для потенциальных экскурсантов, необходимо доверять ведение этой темы тем гидам, которые смогут правильно преподать ее. Может быть, даже специально ставить перед столичными и иными фирмами условие, что экскурсию поведет гид, который прекрасно знаком с гуслицкой спецификой. В противном случае в списках маршрутов разных экскурсионных фирм появится еще один маловостребованный ширпотреб.

В настоящее время директором школы села Ильинский Погост Юрием Александровичем Карякиным разработан маршрут "Золотое кольцо Гуслицы", в который включены основные достопримечательности края. Московский туроператор "Орфей" вот уже три года предлагает своим клиентам маршрут "Егорьевск-Гуслицы". Этот же маршрут появился в списках еще ряда турфирм. Еще некоторые агентства включили Гуслицы в другие маршруты, связав их помимо Егорьевска с Коломной и другими соседними городами. Что рассказывают о крае гиды этих фирм, мне не известно. .

Помимо уже существующих в Гуслицах объектов, включая и "невыявленных", можно со временем создать, в случае работы энтузиастов, еще немало. 10 ноября, в Куровском, на втором краеведческом семинаре, где присутствовали учителя-краеведы из школ южной части Орехово-Зуевского района, зашла речь и об экскурсионном освоении Гуслиц. Многие из участвовавших в этом мероприятии в разное время бывали в небольшом городе Мышкин Ярославской области, где местными энтузиастами создано несколько музеев и все, что привлекает группы туристов, следующих по "Золотому кольцу", включая и "Музей мыши". Председательствовавший на собрании помощник главы администрации района, кандидат исторических наук Александр Сергеевич Морозов, предложил интересную идею создания в Куровской "Музея кур", который, при условии грамотного создания и правильной подаче, может пользоваться немалым успехом у гостей города. Куры – огромная тема. Здесь и история птицеводства, и разные породы кур, роль курицы в жизни человечества и т.п. В связи с этим можно также, принимая во внимание название края – Гуслицы, создать в той же Куровской, или в Ильинском Погосте, "Музей гуслей", которые также являются интереснейшей темой. А в Гуслицком Заходе, бывшем прежде "положительно разбойничьим краем", на родине знаменитого разбойника В.В. Чуркина, в деревне Барская, расположенной возле дороги из Куровской в Павлово Посад, можно создать "Музей русского разбоя", аналога которому в России пока нет. Короче, возможностей туристического освоения Гуслиц немало.

Если есть мысль открыть интересные музеи, то разумеется, по примеру того же Мышкина, не развернуть и индустрию сувениров. В Мышкине на каждом шагу можно встретить лотки, на которых глаза разбегаются от обилия всевозможных мышек – символа города. Если будут существовать музеи кур и гуслей, то у местных умельцев есть возможность смастерить требуемое количество всевозможных кур, игрушечных гуслей, чтобы удовлетворить спрос у гостей края.

Игровую программу лучше всего предлагать экскурсантам в Степановке, где фольклористы в свое время собрали прекрасный материал, включая "степановскую кадриль" и в столице Гуслиц – селе Ильинский Погост. Здесь можно предложить и саму кадриль, и целый ряд народных крестьянских игр, которые также записаны. Можно разработать еще ряд интересных моментов. В целом над маршрутами по Гуслицкому краю надо думать в русле одного из почти не освоенных в России направлений – этнотуризму. Собранный научный материал по краю это вполне позволяет. К разработке темы, конечно же, необходимо привлечь представителей науки, которые в разные годы изучали край, его культуру. Необходимо, чтобы плоды научных изысканий не пропадали на полках различных учреждений, а работали на благо края, где были собраны.

Маршруты по Гуслицам заинтересуют не только наших соотечественников и выходцев из республик бывшего СССР. Недавно мне пришлось общаться с представительницей фирмы, которая занимается приемом зарубежных групп посещающих Россию. Она поведала мне, что и иностранцы уже не довольны лубочной Русью, которую им демонстрируют в городах "Золотого кольца". Они хотят увидеть Россию настоящую, без прикрас. В крае их можно познакомить с неизвестными моментами нашей истории и культуры. Кстати, Гуслицам очень повезло – они находятся между Егорьевском и Павлово Посадом – городами, где все готово для приема туристов. Они уже давно посещаются экскурсионными группами. Гуслицы уже сейчас могут быть дополнительно включены в смешанный маршрут, что необходимо для экскурсионной раскрутки края. Это в принципе уже делается и я об этом упомянул.

Московские турфирмы уже потихоньку начинают возить экскурсантов через Гуслицы. Спасо-Гуслицкий монастырь посещается экскурсионными и паломническими группам вот уже несколько лет. Но какое удовлетворение, помимо морального, от этого может получать Орехово-Зуевский район. На данный момент ни одной копейки экскурсанты не оставляют в крае. Чтобы устранить данную несправедливость, было бы неплохо реализовать следующую идею. Все достопримечательности Гуслиц – монастырь, храмы, источники, музеи, Степановский парк, а также другие исторические, культурные и природные объекты, необходимо объединить в музей-заповедник "Гуслицы". Здесь сразу же будут убиты два зайца. Во-первых, московские фирмы будут обязаны доводить группы до музейного экскурсионного бюро, где им придется оформлять экскурсию и брать местного гида. Обойти музей-заповедник им уже не удастся. Экскурсии по Гуслицам будут проходить уже организованно, информацию гостям края будут давать местные экскурсоводы, что позволит избежать какой-либо профанации. К тому же хоть какие-то деньги будут оставаться в крае. Во-вторых, очень многое из культурного, духовного и природного наследия Гуслиц, что ныне никем официально не охраняется и в любой момент может быть продано и уничтожено (нельзя забывать, что Москва совсем не далеко), можно будет перевести в разряд охраняемых объектов.

Будущих экскурсоводов легко подготовить из числа учащихся школ края, учителей, краеведов. Так что кадры здесь не проблема, тем более, что при многих существующих школьных музеях есть краеведческие кружки и кружки экскурсоводов. Их участники, как люди хорошо знакомые с гуслицкой темой не понаслышке, смогут квалифицированно ознакомить гостей Гуслицкого края со всеми его достопримечательностями, историей, культурными особенностями и др.

Мы обязаны знать историю своей страны, своего края, являться хранителями и носителями их культуры. Но человека XXI века, к сожалению, больше интересует материальное, и это можно понять. Если прошлое Гуслиц станет приносить ощутимую пользу в настоящем, давать хлеб ныне живущим поколениям, то это значительно поможет и воспитанию молодых поколений, сделать их хранителями культуры своей земли.