Краюшкин Александр,
учащийся Ильинской средней школы

Размышление о будущем.

"Пой, золотая рожь,
Да, кудрявый лен!
Я влюблен в тебя, Россия,
Влюблен"

(строки из песни в исполнении группы "Любэ").

Сколько трав на земле, столько и поверий. Разрыв – трава открывает разные клады. Одолень – трава сделает любого непобедимым. Хороша, говорят, тирлич – трава – человека спасает от вельможного гнева. На что уж осот колюч и неказист, и тот помогает славы добыть.

А вот про пастушью сумку никаких чудес не рассказывают. С ранней весны и до поздней осени цветет она по буграм и обочинам, невиданная в луговом разнотравье. Разве что привлечет ненадолго прохожего своими плодами, похожими на маленькие сердечки. Сколько их, этих маленьких сердечек, по округе разбросано…

Я родился и вырос в селе, мой дед, отец работал в сельском хозяйстве. Тогда много сил, времени и упорства было у деревенских жителей. Тогда засевались поля, высаживались сельскохозяйственные культуры: капуста, свекла, помидоры. Большое внимание уделяли животноводству. Сейчас в нашем районе сельскому хозяйству уделяют недостаточно внимания, как я думаю.

Поля пустуют, травы не кошены. Когда мы с ребятами выполняем краеведческие задания и приходим в дома старожилов, нам рассказывают о прошлом деревни, о ее обычаях, приметах, днях труда и отдыха и сожалеют о том, что эти дни ушли безвозвратно. Однажды мы пришли к ветерану Великой Отечественной войны Хромовой Анне Федоровне, она раньше в колхозе. Много лет прошло с тех пор, но память жива. Анна Федоровна вспоминает, как на зорьке выгоняли коров, как ходили доить в поле. А когда вечером стадо возвращалось, по всей деревне пахло молоком. Многие ждали коров, у людей была примета. Если придет первая Белянка, то следующий день будет ясным и солнечным, если первая придет Ночка - будет пасмурно. Сейчас на селе осталось мало коров. Не всегда встретишь и лошадь с жеребенком.

Я с отцом ездил летом в другую область. Там возрождается деревня, там восстанавливают и поднимают на должный уровень сельское хозяйство. По утрам слышно, как пастух пощелкивает кнутом, гоня стадо в поле.

Перед нами, молодыми людьми, стоит выбор профессии. Я бы хотел внести свой вклад в возрождение сельского хозяйства. По телевидению показывают передачи, в которых рассказывают о зарубежных фермерах и их достижениях. Фермерство у нас оставляет желать лучшего, но люди хотят жить и работать на своей земле – кормилице.

Прежде чем молоко, масло, мясо появятся на нашем столе, в производство этих продуктов вложат свой труд люди многих профессий, и прежде всего животноводы. Шерстяная одежда, кожаная обувь, многие медицинские препараты имеют свои "истоки" в труде людей сельскохозяйственных профессий. Животноводческие хозяйства, фермы оснащены механизированным водоснабжением, кормоприготовительными и кормораздаточными машинами и другими средствами механизации. Работникам сельского хозяйства важно ориентироваться в анатомии, физиологии и организма животного, знать основы разведения и повышения продуктивности скота, уметь правильно и заботливо ухаживать за животными.

Вот и перед нами, поколением XXI века, стоит выбор пути. Планы у каждых людей различны не только по содержанию, но и по другим качествам. Они могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными; устойчивыми или изменчивыми, реалистическими или фантастическими. В Конституции РФ записано, что каждый имеет право на профессиональное образование, на труд и отдых.

Не случайно я вспомнил о пастушьей сумке. Ведь в животноводстве такая же незаметная профессия пастуха, а ведь она одна из самых древних. Раз в году бывает день, когда пастух оказывается на виду у всей деревни, - весной, когда скотину выгоняют в поле после долгой и скучной зимы. Ошалев от вольного ветра полей и блеска яркого солнца, многократно отраженного вешними водами, коровы тут же пускается вскачь. Удержать их на выгоне, приучить понемногу к неторопливой, степенной пастьбе можно только всем миром. Вот почему всякий житель деревни, млад и стар, идет в этот день за околицу. Берут с собой снедь, выбрав место посуше где-нибудь на пригорке, устраивают складчину, потчуют пастуха всякими домашними яствами. А заодно, кстати, окатят водой из ближнего бочажка, чтобы летом не дремал. Весело на выгоне, ладно!

Наша школа возрождает вместе с юными краеведами и руководителями народные обряды и обычаи, по крупицам собирая воспоминания старожилов. Весной из Москвы приезжала в школу фольклорная экспедиция, которая собрала богатый материал устного народного творчества.

Мы выяснили, что Юрьев день не только для пастуха, но и для всей деревни праздник. Но пройдет этот день, загонят скотину обратно во двор, утром выгонят снова - и останется пастух в поле до самых заморозков наедине со стадом. Потому и невидная эта работа, что вдали от людских глаз протекает, и не каждый на нее соглашается.

Тут особый характер надо иметь, чтобы не заскучать, и если хотите даже особый талант - жить душою в согласии с природой, понимать и любить все живое, что тебя каждый день окружает.

Невидная эта профессия только для взгляда чужого, стороннего. В деревне же пастуха и после Юрьева дня уважают не меньше: хозяйки норовят, всяк на свой лад, его задобрить, бегут полем – прихватят какое-нибудь угощение, а вечером, когда стадо вернется в деревню, зазывают в дом – поужинать. И не только затем, чтобы лучше за хозяйской коровой смотрел. За то пастухам почет и уважение, что в течение тысячелетий, поколение за поколением честно несут свою нелегкую вахту и сослужили немалую службу всему человечеству.

Летом я помогал бабушке: пас коз, заготавливал сено вместе с папой, а как приятно пить парное молоко! Я знаю, что мой вклад в возрождение села, в возрождение Великой России.

Вспоминая очерк В.Г.Короленко "Парадокс", я хочу сказать, что стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни.

В нашем районе есть профессионально-технические училища. Возможно, закончив одно из них, я смогу внести свою лепту в развитие сельского хозяйства Орехово-Зуевского района, как в маленькую частицу моей большой Родины.


На Богомоловой горе. Исследование старинных надгробий.


Учащиеся Ильинской школы во время жкскурсии в Спасо-Гуслицкий монастырь (апрель 2004 г.)


Настоятель Спасо-Гуслицкого монастыря - игумен Гергий (Хлебников) - ведёт экскурсию для учеников Ильинской школы