Д.В. Громов
"Поляна невест" близ Анциферово
В последние годы родник близ деревни Анциферово становится все более популярным. Многие приезжают сюда, чтобы набрать вкусной воды. А кроме этого - родник и поляна около него стали местной "свадебной достопримечательностью".
После посещения загса и до того, как сесть за праздничный стол, многие молодожены из Куровского и окрестностей отправляются кататься; во время катаний посещается и источник. Таким образом, в выходные дни здесь собирается до нескольких десятков свадебных процессий. Женихи и невесты, приезжающие на "поляну невест", в обязательном порядке спускаются к источнику, пьют из него воду. На настоящий момент источник оформлен в виде деревянной часовенки, над ним располагается несколько икон, висит вышитый рушник; некоторые женихи и невесты оставляют у источника цветы. Затем молодожены и их гости устраивают пикники на поляне или поблизости от нее; для этого здесь оборудованы навесы и столики, работает передвижное кафе.
Ветви и ствол сосну, что около источника, в обилии покрывают разноцветные ленты. Эти ленты (платки, подвязки) оставлены свадебными процессиями. Нам не доводилось наблюдать процесса повязывания лент и, соответственно, мы не имели возможности узнать мотивацию этих действий. Однако, сравнивая с аналогичными практиками на других "свадебных достопримечательностях", можно указать два мотива. Во-первых, ленты, оставленные на деревьях, являются как бы памятными знаками, фиксирующими счастливый момент в жизни молодоженов (по выражению одного из сторонних наблюдателей, "мы сюда еще приедем, такие же хорошие, счастливые"). Во-вторых, жених и его друзья (чаще всего – свидетель), повязывая ленты, могут проявить доблесть – ведь ленты закрепляются достаточно высоко (здесь – до 30-40 м). При этом, чем выше повязана лента, тем больше счастья будет в будущей семье.
Мы редко задумываемся о том, что ритуальным действием является и обычное фотографирование. Очень часто (и в этом можно убедиться, заглянув в любой семейный альбом) фотография делается для фиксации важного события (праздника, дальней поездки и др.) или важных связей (родства, дружбы, сотрудничества). Многочисленные снимки, которые делают молодожены на "поляне невест" (так же, как и у других аналогичных "свадебных достопримечательностей") стоит также рассматривать как фиксацию счастливого момента, связанного с любовью, молодостью, красотой, началом новой жизни.
В толпе вокруг источника заметны профессиональные организаторы торжеств. Под их руководством молодожены производят "обрядовые" действия: пьют воду (что сопровождается определенными пожеланиями), фотографируются в наиболее выгодных точках поляны и т.д. Как нам кажется, со временем присутствие здесь массовиков-затейников увеличивается; они способствуют воспроизводству и развитию "обряда".
Летом 2003 года тут же построена большая действующая часовня от Гуслинского Спасо-Преображенского монастыря, есть церковная лавка. Осенью 2003 года нам доводилось беседовать с работниками часовни. Они не одобрили некоторые обрядовые действия, производимые на "поляне" и расценили их как "язычество".
Отрицая "языческие" ритуалы, работники часовни пропагандируют (и не безуспешно) ритуалы православные. В частности, по их советам молодые все чаще заказывают молебен в честь иконы Казанской Божьей Матери.
Традиция, сложившаяся на "поляне невест" - не уникальна. Свадебный отдых на природе в последние годы приобретает все более организованный характер. Так, только в восточной части Подмосковья нам известны еще три "поляны невест" (в Люберецком, Ногинском и Павлово-Посадском районах).
Вообще, обычай посещения "свадебных достопримечательностей" возник в 1960-х годах. При советской власти "официальная" свадебная обрядовость была сведена к нулю – заключая брак, молодожены всего лишь "записывались" в загсе. Только в конце 1960-х начала появляться советская свадебная обрядовость - были открыты первые Дворцы бракосочетаний, разработана торжественная процедура вступления в брак, появилась привычная нам свадебная одежда (жених в черном костюме, невеста в белом платье с фатой).
Когда выросли и повзрослели представители первого поколения детей, чьи родители погибли в Великой Отечественной войне – стихийно возник свадебный обычай посещать военные мемориалы. Развитие нового обрядового действия было продиктовано, помимо прочего, и материальными причинами; к началу 1970-х годов в личном пользовании советских граждан появилось большое количество легковых автомобилей. Постепенно обряд посещения достопримечательностей развился очень широко, сейчас он существует на всем постсоветском пространстве.
Как нам кажется, поездки к "свадебным достопримечательностям" были реакцией на крайнюю десакрализацию обряда бракосочетания в советские времена. Если спросить конкретных молодоженов, зачем они посещают достопримечательности – ответы, скорее всего, будут простыми: "Так делают все"; или: "Катания нужны для того, чтобы заполнить время между загсом и семейным застольем". Однако бессознательное стремление к сакрализации становится заметным, если проанализировать, какие именно достопримечательности посещают молодожены.
Рассмотрев около 130 свадебных церемоний в 17 крупных и 25 мелких городах России, Украины, Белоруссии и Казахстана, мы установили, по посещение достопримечательностей осуществляется в 92% всех случаев. Нами было выделено три основных типа данных объектов (необходимо заранее оговорить, что конкретные объекты могут быть отнесены одновременно и к двум, и к трем типам).
Первый тип (57% объектов, 73% свадебных церемоний) – достопримечательности, связанные с почитанием предков. Это памятники в честь личностей, знаковых для данной местности и, особенно, - в честь погибших на Великой Отечественной войне (Вечные огни, обелиски, братские могилы и т.д.) В Куровском тоже есть такой "военный" памятник, он часто посещается молодоженами.
Второй тип (35% объектов, 54% свадебных церемоний) - достопримечательности, связанные с территориальной и культурной самоидентификацией. Это "центровые" объекты города, возвышенности, с которых открывается вид на всю округу, места работы молодоженов.
Третий тип (47% объектов, 71% свадебных церемоний) – природные объекты (рощи, родники, берега рек и т.д.). К числу таковых относится и "наша" "поляна невест". У современного горожанина природа ассоциируется с отдыхом, ничегонеделанием, здоровым образом жизни, плодородием. Соответственно, как нам кажется, молодожены, посещая подобные "свадебные достопримечательности", бессознательно стремятся запрограммировать свою последующую жизнь – придать ей легкость, безоблачность, здоровье, плодовитость.
К этому, третьему, типу относится и "поляна невест" близ Анциферово. Будем надеяться, что сформировавшийся здесь "обрядовый комплекс" будет развиваться на радость местным молодоженам. Пусть свадьбы, которые играются на гуслицкой земле, станут более яркими, запоминающимися и одухотворенными.
|