В прошлом выпуске альманаха мы предложили Вашему вниманию заметки о гуслицком хмеле опубликованные в 1880-х в газете "Московский листок". В этом выпуске мы продолжаем знакомить наших читателей с материалами старой периодики, которые касаются нашего края, дают представление о его жизни в прошлом.

"МОСКОВСКИЙ ЛИСТОК", 1884, №158, 10 июня.

ПО ГОРОДАМ И СЕЛАМ
ГУСЛИЦЫ (БОГОРОДСКОГО УЕЗДА) - 7 июня
(от нашего корреспондента)

Народно-училищное дело в Гуслицах представляется в настоящее время в самом разнообразном виде; здесь есть школы земские, монастырские, церковно-приходские и, сверх того, старообрядческие, так как край составляет почти сплошное староверческое население. Из земских школ на первом месте стоит Давыдовская ( на Сельне) школа, обязанная своим возникновением бывшему уездному предводителю дворянства, Н. Ф. Самарину. Здесь была и прежде школа, содержавшаяся местным причтом в убогой церковной караулке, где с трудом могло разместиться десятка полтора ребятишек. Г. Самарин подарил трудившемуся над обучением детей причту новое, очень удобное помещение, перевозку которого из своего ближайшего Загарского имения, а также ремонт и поставку на новом месте, в Давыдове, принял на свой счет. Благодаря этому школа преобразилась, дала место наплыву новых учеников и дело пошло очень ходко. Теперь Давыдовская школа поступила в ведение земства; в ней обучаются до 35 мальчиков, преимущественно дети местных старообрядцев.

В селе Хотеичах основание школе положил церковный староста И. Симонов. Он выстроил на церковные средства весьма удобное для школы каменное помещение. Земство прислало педагогов и школа быстро наполнилась детьми. В Хотеичах насчитывается до 4000 жителей, и такому многолюдному селу не иметь школы было бы стыдно. Для промышленного населения Хотеич школа с обыкновенным курсом народных училищ даже не совсем удовлетворительна; сказывается настоятельная потребность в расширении преподавания.

В Ильинском погосте, в самом центре Гуслиц, школа открыта очень давно. Она воздвигнута также на церковные средства и отличается изящною архитектурой, чисто в городском стиле. Несчастие этой роскошной школы состоит в том, что здесь учителя как-то все "не ко двору". Преподавание вели и причетники, и земские учителя, и часто школа оставалась совсем без педагогов, пустовала так сказать, периодически. Теперь только преподавательское дело наладилось; замечается и наплыв учеников.

В монастырской школе, при Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре, и в с. Запонорье, в местной церковно-прихордской школе, основанной нынешней зимой, преподавание ведется совсем другим образом. Здесь в употреблении часословы и псалтыри, дословно перепечатанные со старинных московской единоверческой типографией. Этими учебниками старины имеется в виду привлекать в школы старообрядческих детей. В монастырской школе из 120 учеников две трети старообрядческих детей, а в новой запонорской школе воспитанники исключительно из старообрядческих семей.

В распространении грамотности в Гуслицах играют немаловажную роль и собственно старообрядческие школы. Доморощенные староверческие школы существуют здесь, нужно заметить, очень давно, почти одновременно с распространением раскола. Старообрядческие школы находятся в деревнях: Беливе, Завольной, Мисцовой, Петрушиной, Заполицах и Слободищах. Здесь господствует стародавний способ обучения; старообрядческие педагоги ни за что не могут отрешиться от преданий старины глубокой и продолжают просвещать подрастающее староверческое поколение тем же бестолковым долблением "псалтыря" и часовника, как делали их отцы и деды. Старина во всем и везде. Вот что значит упорная приверженность ко всему старинному! Курс в старообрядческих школах, кроме чтения по церковно-славянским книгам и на старинный манер каллиграфии, пополняется изучением слегка кратких катехизисов, издания московской единоверческой типографии, и старинного крюкового пения. Вот и вся древлеправославная премудрость. В большем просвещении старообрядцы и не нуждаются, а пастыри их и наставники твердят, что многому-то и грешно учиться.

"МОСКОВСКИЙ ЛИСТОК", 1883, №270, 30 сентября.

Ильинский погост (Богородского уезда)
(от нашего корреспондента) - 25 сентября

Ильинский погост является центральным селением, куда стекается и по делу, и без дела все население Гуслиц, особенно в базарные воскресные дни. Когда-то здесь торчали только одни поповские усадьбы и ветхие, убогие домишки местных приходских причетников. Теперь, сравнительно с прошлым, Ильинский погост совсем неузнаваем. Постройки носят отпечаток городской архитектуры; в местечке насчитывается до двухсот торговых помещений со всевозможными товарами, и, вдобавок, как необходимая принадлежность всякого бойкого торгового пункта, имеется не менее десятка довольно обширных трактиров, не считая уже других распивочных заведений.

Наибольшею известностью пользуется гостиница Петрышова. В громадный Петрышевский сарай-трактир в праздничные дни набивается до трех-четырех тысяч гуслицкой демократии; тут просто идет дым коромыслом. Гостиница Михалева служит местом собраний степенных гуслицких коммерсантов, заглядывающих в Ильинское по делам. Но самым разухабистым во всех отношениях является уютный трактирчик, куда съезжаются кутнуть юнцы здешних фабрикантов, перекинуться в три листика, макао, или "постучать" рублики, эдак по полтора. Сам содержатель этого веселого заведения считается в Ильинском "душею человеком", и к нему обыкновенно валит молодежь отвести душу тем или другим. Во дворе гостиницы устраиваются иногда разные гимнастические упражнения: петушиная травля с крупными пари и т.п. Словом, здесь вы найдете всякое развлечение, и милейший хозяин, нужно заметить, мастак на все статьи. И, главное, тут не случается ни скандалов, ни вообще пререканий – все это идет мирным, домашним порядком. Вот почему приют этот и является излюбленным местом гуслицкой интеллигенции и сборным пунктом любителей охоты и забав.

Рядом, в Цаплинской слободе, открыт был даже местными рысачниками ипподром. Но скачки, к сожалению, просуществовали недолго, потому что монетчики, державшие рысаков, перевелись, а фабриканты в настоящее время совсем съежились и кормить бегунов не находят расчетов. Прежняя разухабистая, веселая жизнь гусляков, заметно, по всем статьям "сократилась", потому что фабричные операции за последнее время очень плохи, и дела здешних мануфактуристов вообще не в авантаже обретаются.

Одного здесь недостает – почтового отделения. Это также неотложная потребность для здешнего промышленного края, что тем, кому ведать об этом надлежит, следовало бы обратить внимание на этот пробел. Представьте себе, корреспонденция сюда и обратно в настоящее время идет до станции "Конобеево" Рязанской железной дороги и доставляется частным образом, с оказиею, или пьяными ямщиками, требующими иногда за пару газетных номеров полтиник или водку. Можете представить себе в каком положении находятся адресаты. Один из моих знакомых передавал мне, что получение одного экземпляра газеты и "еженедельная корреспонденция с бабушкою", доколачивающей свои дни в одной из московских богаделен, обходится ему в месяц не менее семи с полтиной; при этом, из 30 номеров газеты он всегда недосчитывается одной трети, которые, очевидно, зачитываются совсем или на станции или в дороге в Ильинское. Тут поневоле отобьют охоту к чтению.

"МОСКОВСКИЙ ЛИСТОК", 1889, №7, 7 января.

Елка в земской школе.

Нам пишут из Гуслиц, Богородского уезда, о том, что 26 декабря, в земской школе при деревне Беззубове, для детей была устроена елка. Она была убрана подарками, купленными на средства попечителей школы гг. Петрышовых. Дети пропели гимн, сказано было ими несколько басен и стихов; это было повторено несколько раз. Радости детей и удивлению селян по поводу такой небывалой еще в той местности забавы не было конца. По окончании всего были розданы подарки детям, они восхищались ими. Елка эта надолго останется в памяти учащихся детей и их родителей.

"МОСКОВСКИЙ ЛИСТОК", 1889, №30, 30 января.

Фабрика фальшивой монеты в Гуслицах.

До сведения пристава 1 стана Богородского уезда дошло, что в деревне Шувои, Беззубовской волости, производится подделка и сбыт фальшивой серебряной монеты 10 и 20 копеечного достоинства. В ночь на 27 января пристав произвел обыск в доме крестьянина этой деревни, Константина Платонова, причем найдено было в кармане полушубка Платонова 240 поддельных монет 20 копеечного достоинства и 2 монеты 10 копеечного достоинства, а в доме графит, купорос, пузырек ртути и маленькие весы, служащие для развески металла. По дознанию выяснилось, что Платонов сбывал поддельные монеты в лавки, не смотря на то, что монеты весьма грубой работы и не совсем еще отделаны. Платонов арестован и дело передано судебному следователю.

"МОСКОВСКИЙ ЛИСТОК", 1916, №189, 17 августа.

Освящение колокольни.

15 августа в Спасо-Гуслицком монастыре было совершено освящение вновь сооруженной громадной колокольни, вышиной более 25 саженей. В первом этаже здания устроены святые ворота, во втором храм в четь Нерукотворенного Спаса с помещением для монастырской библиотеки и читальни. Верх у колокольни сделан шатровый и весь вызолочен вместе со шпилем и крестом П.А. Сизовым. Торжественное богослужение совершал прибывший в обитель преосвященный Модест епископ верейский, с настоятелем обители и братией. Богомольцев было очень много.

"МОСКОВСКИЙ ЛИСТОК", 1883, №301, 31 октября.

"Из Рудни (Богородского уезда)" - 30 октября
(от нашего корреспондента)

Торговое село Рудня расположено на самой границе Московской губ., по соседству с Рязанской. В короткое время Рудня сделалась неузнаваемою: многочисленные торговые помещения, изобилие трактиров и кабаков – придают ему совершенно городской характер, и Рудня малым разве чем отстает от обыкновенных захолустных уездных городов. Еженедельные субботние базары способствуют распространению торговых дел, и коммерческий люд постоянно наплывает сюда с разных сторон в чаянии наживы.

Окрестности Рудни изобилуют фабриками и заводами; но промышленные заведения в последнее время совсем стали. Многие фабриканты остановили свое производство до наступления лучших времен, а кустари-ткачи совсем повесили головы; лишь немногие "наночники" тянутся, рискуя остаться совсем без дела. Вообще дела наши плохи и в таком застое, что здешние старожилы не запомнят.

Рудня, можно сказать, родина знаменитого монетчика И. Сергеева, с деятельностью которого читатели нашей газеты хорошо знакомы. Деревня Титово, откуда происходит Сергеев, всего в двух верстах от Рудни. В последние годы монетчики здешние совсем было затихли, теперь же начали, понемногу, опять расшевеливаться. Недавно, на базаре в Рудне появились очень искусно подделанные купончики билетов государственного казначейства; но, второпях, подделыватели допустили крупную ошибку: вместо 2 р. 16 к., на них стоит, как на смех ротозеям, цифра 2 руб. 14 коп. И не смотря, однако, на такой невольный или умышленный промах, эти бумажные лоскутки, сфабрикованные на клееной гладкой почтовой бумаге, идут, говорят, ходко. Значит есть спрос.

Два слова о раскольничьем приходе в деревне Титовой; настоятельствует здесь более 20 лет батюшка Петр, характерный мужик, из местных крестьян. Он пережил несколько раскольничьих архиереев, и ни одному из них в обиду себя не давал. Запрещал его Антоний 1-й, но батюшка Петр не обращал никакого внимания и, объявив Антония еретиком, как издателя знаменитого "Окружного послания", перешел к Антонию 2-му, собственно гуслицкому, который был главою у противо-окружников. С этим раскольничьим пастырем поп Петр также не мог поладить. В свою очередь и Антоний 2-й подверг строптивого попа запрещениям, что также нисколько не подействовало на него, он продолжал священнодействовать по прежнему и собирать с своей паствы обычную мзду. Для своих птенцов батюшка Петр основал ткацкую фабрику на средства, приобретенные поповством; работали на фабрике его прихожане, и, по обыкновению, уворовывали пряжу. Тут у Петра произошло столкновение с паствой, и, в конце концов, фабрика его совсем проработалась, и батюшка Петр еще пуще пристрастился к кадилу, где коммерция совсем безубыточная. Теперь, на Петра сильно налегает Иосиф Керженский, которому он считается подведомственным. Противоокружнический верховный пастырь грозит ему отлучением от священнодействия, но Петр говорят, отписал ему в Керженец, что его самого пора исключить из сонма раскольничьих иерархов. Вот, поди и разбирай, что у них тут делается.

При таких пастырях, раскол, разумеется, не устоит. Ныне, летом, здешний край посетил преосвященный Мисаил с известным миссионером Павлом Прусским. Они вели собеседования с раскольничьими книжниками в деревне Мальковой. И, результатом этого посещения явилось присоединение до 40 старообрядцев к православной церкви. Предполагается, как слышно, постройка единоверческой церкви в с. Мальково, в видах еще большего привлечения старообрядцев.

"Церковь", 1911, №43, с.1044.

Гуслицы, Богородского уезда.
(от нашего корреспондента)

Каких-нибудь 10-12 лет тому назад в гуслицком районе числилось лишь три старообрядческих прихода: шувойский, слободищенский и поминовский; теперь число их почти утроилось. Так, из слободищенского прихода возникли еще хотеический и цаплинский; из шувойского – нареевский, абрамовский и устьяновский; при чем почти все новые приходы обзавелись – частью заново выстроенными, и частью поновленными храмами, украшенными куполами, на которых водружены свв. кресты. И только лишь в Поминове, Нарееве и Шувое продолжают существовать "старотипные" молельни-часовни.

18 числа минувшего сентября, при весьма торжественной обстановке, совершено было освящение храма в деревне Устьяново, где на средства известной благотворительницы Федосьи Ермиловны Морозовой молельня часовня превращена была в довольно уютный и приличный храм-церковь. При храме в прошлом году, на средства той же благотворительницы, воздвигнута каменная колокольня, нижняя часть которой превращена в непосредственное сообщение с храмом, благодаря чему получилось помещение, могущее вместить более 1000 богомольцев.

Торжество освящения совершали преосвященные епископы: Александр егорьевский и Кирилл одесский, в сослужении: 7 священников, 2 диаконов и 5 стихарных, при стройном пении хоров с Рогожского кладбища. Начавшееся обычно молебном (в 5 часов утра) богослужение продолжалось до половины 12-го. Во время чтения часов пред литургией преосвященным Александром была совершена хиротония чтеца для местного храма. По окончании литургии, после многолетий, провозглашенных диаконом И.Е. Хрусталевым, преосвященным Александром было скащано слово о значении храма, как Дома Божия.

Выяснив далее историческое значение последнего, преосвященный обратился к слушателям с словом для назидания, прося их усердно посещать молитвенные собрания в храме, и к тому же приучать молодое подрастающее поколение, для которого храм может служить единственным оплотом от всех невзгод современного разврата и в особенности пьянства, этого ужасного бича человечества, причиняющего неисчислимые бедствия и нашему отечеству.

Посмотреть на церковное торжество и послушать пение кладбищенского хора в Устьяново собралось довольно большое количество богомольцев как из соседних деревень, так и из селений более отдаленных за 10 и 15 верст; некоторым не пришлось проникнуть в храм за теснотою.


Хмельники возле деревни Давыдовская (фото из фондов музея Ильинской средней школы, публикуется впервые)

"Московский листок", 1887, №221, 10 августа.

Гуслицы. - 7 августа
(от нашего корреспондента)

С 5 августа, при Гуслицком Спасо-Преображенском монастыре открылась ярмарка. В первый день, благодаря хорошей погоде, стечение народа было громадное. К обители стеклось до 10000 богомольцев, из соседних уездов, ежегодно посещающих в это время монастырь с целью поклонения чудотворному Нерукотворенному образу Спасителя. Монастырская гостиница битком набита; все свободные помещения также заняты пилигриммами, из которых многие расположились в ближайшей деревне Куровской, другие разместились по правому берегу реки Нерской, протекающей мимо монастыря, на открытом воздухе.

На следующий день, в самый праздник Преображения, погода была дурная, дождливая, испортившая торжество в обители и помешавшая приливу народа на праздник и на ярмарку.

Явившийся сюда миссионер московского братства св. Петра Митрополита, А.Е. Шамшин, открыл во время ярмарки собеседования со старообрядцами; но желающих беседовать с ним почти не оказалось. Нужно заметить однако, что пункт для религиозных собеседований со старообрядцами здесь вполне удобный: в монастыре имеется обширная библиотека, состоящая из старопечатных изданий и древних рукописей, собранных еще основателем обители, не безизвестным в духовной литературе игуменом Парфением; следовательно, справки в книгах, в случае недоразумений, под рукою, а это много значит в беседах со старообрядцами.

На ярмарке, расположенной на противоположной стороне монастыря, по левому берегу р. Нерской, выстроено много балаганов, временных распивочных, выставок и т.п.; но посетителей в главный день ярмарки, 6-го августа, было не особенно много. По окрестности народ озабочен был немало предстоящим солнечным затмением. Деревенские толки предвещали печальные события. Сельским властям циркулярно предписано принять успокоительные меры., во избежание народных волнений. Строго воспрещено было выпускать скот со дворов до окончания затмения. Некоторые из сельских старост пошли еще дальше и распорядились, чтобы в селениях не топили печей и не грели бы самоваров до 10 часов утра. Трактиры и кабаки по Запонорской волости не были открыты, пока не миновало затмение.