Овсянникова Инна Степановна, руководитель музея Давыдовского лицея,
учащиеся Давыдовского лицея: Шанцева Ольга, Шанцева Галина

История одного креста

Исторический музей Давыдовского лицея был создан стараниями учащихся и учителей, которые, встречаясь со старожилами окрестных деревень, собрали много предметов труда и быта сельских жителей. Каждый экспонат хранит свою историю, хранит память людей, живших здесь десятки и даже сотни лет назад. И каждая история по-своему интересна. Нам же хочется рассказать об одном небольшом экспонате, который появился в музее совсем недавно, - о кресте-тельнике.

Крест подарил музею замечательный человек Николай Степанович Самошин, краевед-любитель из деревни со звучным названием Анциферово, что в Орехово-Зуевском районе Московской области. Николай Степанович много лет тесно сотрудничал с краеведческими музеями района, изучал архивы, интересовался историческим прошлым родного края. Из рассказа краеведа мы узнали, что крест случайно был найден им в земле в окрестностях деревни Анциферово.

Эта местность была заселена с давних времён. Первые письменные упоминания о деревне Анциферово приходятся на первую половину XVII века, хотя ряд косвенных фактов указывает на существование поселения намного раньше этого времени. Известно также, что деревня неоднократно сгорала дотла, но вновь отстраивалась. Около деревни протекает река Нерская, которая впадает в Москву-реку недалеко от Коломны. По рекам издревле осуществлялась перевозка торговых грузов. Двигаясь по Нерской, можно было добраться из Владимира в Рязань, минуя Москву, и сократить путь, примерно, вдвое. В древние времена в устье реки Нерской (Мерьской – старое название) находился знаменитый Усмерский (Усть-Мерский) мыт, т. е. место, где собирались пошлины за проезд и провоз товаров. Мыты существовали на Руси на перекрестках многих дорог. Известно, что с мытов казна получала хороший доход уже в XVII веке. С развитием сухопутных дорог этот путь был заброшен. Позднее вблизи Анциферова стал проходить Коломенский тракт.

Вероятно, к этому времени относится и крест-тельник, найденный Николаем Степановичем. На вид крест совсем старый. Об этом свидетельствует сохранность этого небольшого предмета (размеры 4,9x3,5 мм). Крест почернел, немного деформировался, поцарапан, часть ушка и верхний левый луч в средокрестии утрачены. Украшающие язычки по бокам креста сильно потерты, а в некоторых местах их нет совсем. Обратная сторона гладкая. После долгого пребывания в земле, крест был не только загрязнен, но и покрыт коррозией.

Передавая в дар свою находку, Николай Степанович высказал надежду, что юные краеведы узнают о кресте еще много нового и интересного. Подаренный крест заинтересовал нас, но оставались невыясненными ряд вопросов. Из какого материала выполнен крест? Что изображено на кресте? И самое главное - к какому времени относится находка?

За ответом на эти вопросы мы обратились в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (г. Москва). Неоценимую помощь оказала нам старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, хранитель фонда медного литья Зотова Елена Яковлева.

После осмотра экспозиции и знакомства с литературой, мы узнали следующее. На лицевой стороне четырехконечного креста изображен рельефный Голгофский крест с цатой. Сверху и снизу поперечной перекладины Голгофского креста - рельефная надпись, которую прочесть не удалось. В углах средокрестья - дуги с отходящими лучами. На концах креста - рельефные стилизованные изображения клейм в виде многоглавого храма. Края креста украшены отростками завитками.

Подобные кресты-тельники, получившие широкое распространение в России 17-19 веках, относятся к типу процветших крестов. К этому типу принадлежат кресты с наиболее ярко выраженной символикой Древа Жизни – расцветшего Креста Господня. На кресте-тельнике из музея Давыдовского лицея эта символика нашла пластическое решение в виде элементов-отростков, обрамляющих края четырёхконечного креста.

Символическое значение имеют и декоративные элементы в виде полукружий с четырьмя лучами. Пластическое решение средокрестия выделяет его как символ Христа, следуя тексту Евангелия: "Я свет всему миру...". Это значение усиливается и условным изображением храма на четырёх концах креста, как воплощение учения Христа - на все четыре стороны света.

В центре Голгофского креста помещена цата в виде рельефного полумесяца. Цата, как символ Царской власти, часто используется в окладах икон как важная часть украшения образа Спасителя, Богоматери и некоторых особо почитаемых святых. Введение этого элемента в центр Креста обозначает царственность Иисуса Христа и Его Победу.

Все эти символические элементы нашли воплощение в нательном кресте, ставшем выражением торжества православной веры.

Также было установлено, что крест-тельник из экспозиции музея Давыдовского лицея, найденный в окрестностях деревни Анциферово, имеет историко-культурное значение, как важное свидетельство распространения подобного типа крестов в Московском регионе. Нательный крест изготовлен из белого металла и по времени относится к XVII-XVIII векам.

Дальнейшее изучение бытования креста было продолжено при возвращении в лицей. Мы узнали, что крест всегда считали на Руси знамением мира и союза. История почитания креста восходит к времени принятия христианства. Кресту всегда приписывалась магическая и спасительная сила, Крест сопровождал человека на протяжении всей его жизни - от рождения до смерти. Всякий договор или обещание подтверждалось целованием креста, а нарушение такого договора считалось преступлением. Если приводилось обещать что-нибудь важное или утвердить истину сказанного, крест снимали с себя и целовали. В старину было в обычае меняться нательными крестами. Сделавшие такой обмен, считали себя задушевными друзьями, обязаны были помогать друг другу во всех случаях жизни.

Как много рассказал нам этот небольшой экспонат музея! Он открыл одну из страниц истории нашего края. Крест пролежал столько лет в земле и дошёл до нас, чтобы мы, потомки, смогли ощутить глубокую связь с прошлым нашей малой Родины, чтобы мы зримо представили образ жизни наших предков и лучше поняли настоящее. Прошлое не исчезает, а продолжает жить, поддерживая и развивая связь.


Крест нательный (крест-тельник) XVII-XVIII вв. Лицевая сторона