Карякин Юрий Александрович КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ ПОЛОВИНЫ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО РАЙОНА Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Ярким примером этого является развитие и становление южной половины Орехово-Зуевского муниципального района — ранее называемой Гуслицей. Впервые об этой волости мы узнаем из духовной грамоты (завещания) Великого Московского князя Ивана Калиты в 1339 году, где он завещает волость княгине, жене своей Ульяне с «меньшими детьми». Такие грамоты он писал перед каждой поездкой в Золотую Орду, опасаясь за свою жизнь. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.) окружающие волости и Гуслицу передает на основании такой же грамоты своему сыну Петру. После смерти Петра территория возвращается в великокняжеское владение, да и большую часть своего существования она такой остается, став в последствии дворцовой волостью. Царь Иван III в своем завещании (1504 г) передал местность в составе других Замосковских земель своему сыну Андрею. После смерти Андрея удел перешел к его сыну Владимиру, прозванному Старицким. В 1566 году Иван Грозный забрал его земли, дав ему взамен другие территории. После победы над шведами в 1710 году Петр I наградил вотчиной, в том числе и Гуслицей, князя Александра Даниловича Меньшикова. В 1727 году Екатерина I отбирает земли, приносящие доход, у князя, а он отправляется в ссылку на Урал. Петр II передал волость генерал-поручику Степану Васильевичу Лопухину, близкому родственнику первой жены Петра I. При Елизавете Петровне в 1743 году Лопухиных обвинили в государственном преступлении и сослали в Сибирь. Екатерина II Лопухиных прощает, но из ссылки живой возвращается лишь Наталья Федоровна Лопухина с детьми, они получи ли назад часть Гуслицы. Затем земли волости частями попадают во владение горнозаводчика Никиты Никитовича Демидова, полковника Ивана Петровича Мусина-Пушкина, графа Ивана Александровича Зотова, князя Голицына Петра Алексеевича, княгини Шаховской Натальи Дмитриевны, штаб-ротмистра Норд Егора Егоровича и других помещиков. С образованием уездов большинство селений отошли к Богородскому уезду, после отмены крепостного права на территории были образованы Ильинская, Беззубовская и Дороховская волости. В 1922 году две волости — Ильинская и Беззубовская — были объеденены в одну Ильинскую и присоединены к Егорьевскому уезду. В 1929 г. Ильинская волость (за исключением нескольких деревень) отошла к вновь образованному Куровскому району. В составе Куровского района позже селения вошли в состав Орехово-Зуевского района. Такое распределение бывшей гуслицкой территории сохраняется в настоящее время. Волость, существовавшую не одно столетие, упразднили, но ее имя сохранилось благодаря населявшим край старообрядцам и их самобытной культуре. Последнее время многие ученые стали включать в Гуслицы и ряд близлежащих территорий, ранее заселенных старообрядцами Книгописание Гуслицкая певческая рукописная книга Гуслица поставляла по всей стране изумительные рукописные книги, главным образом певческие, украшенные красочным, с золотом, неповторимым орнаментом. Много таких книг собрано и сохранено археографами МГУ во время экспедиции в Гуслицу. Участник большинства экспедиций, член редакционной коллегии Православной энциклопедии Е.А. Агеева приводит свидетельства ХIХ в., что старожилы окрестностей рассказывали: «гусляки — они все как священники были», «… в Гуслицах писанина была» (т.е. переписывались книги). Оказывается, у нас был распространен свой стиль, своя манера росписи, которая в настоящее время незаслуженно забыта. Речь идет о гуслицком стиле книжного орнамента. В настоящее время историческим является тот факт, что в Гуслицах переписывали книги, по которым дети осваивали грамоту. Это азбуковники и рукописные певческие книги. Для местных нужд книги писали еще в XVII веке, а вот в начале XVIII они начали появляться и в продаже. Тексты рукописных книг писались полууставом, который отличается некоторой вытянутостью, наклоном букв и большей их толщиной. Музыкальная строка состояла из крюковых нот. Гуслицкие певческие книги расходились по всей стране моментально, хотя стоили недешево. Их популярности способствовали не только высокая грамотность гуслицких писцов и сохранение пения по крюкам, но и, как оказалось, нарядное оформление и богатый орнамент. Гуслицкий стиль книжного орнамента прошел долгий путь, прежде чем стал узнаваемым и самобытным. Когда стало появляться большое количество печатных книг, надобность в переписывании книг постепенно отпала. Только старообрядцы продолжают развивать эту художественную традицию. В их среде создается новый стиль — нарядный, роскошный, с пышными растительными мотивами. Что же особенного в нашей гуслицкой росписи? Это, прежде всего, яркие сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением. Следующей отличительной чертой, пожалуй, самой заметной, характеризующей гуслицкий орнамент, является цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. У инициалов нет длинных орнаментальных веток-отростков, а лишь один пышный стебель — цветок вьюна, расположенный рядом с инициалом. Заставки и внутренняя часть букв, объемных и широких, декорированы золотыми и цветными завитками орнамента. Заставка (небольшая орнаментальная композиция, выделяющая или украшающая начало какого-либо раздела книги) часто занимает всю страницу и являет собой художественно-законченную композицию, в которой присутствуют вертикальные колонны, обвитые стеблем. Часто в гуслицких книгах с левой стороны страницы встречается причудливое дерево, которое венчает птица. Возможно, это не что иное, как изображение «мирового» дерева или дерева жизни. А птица, излюбленный элемент гуслицкой росписи, восседающая обычно на верхушке дерева — символ добра, приносящий добрую весть или подарок. Как уже выше было сказано, в основе гуслицкого орнамента лежат мотивы старорусского стиля. По утверждению ученых, Гуслица являлась 2-м по значимости книгописным центром. В конце XVIII-XIX вв. по всей России и во многих местах за границей использовались гуслицкие певческие рукописные книги. Известными центрами переписки были Беливо, Понарино, Мисцево, Петрушино, Заполицы, Устьяново и Заволенье. Рукописи редко подписывались авторами. Перепиской книг в Гуслице занимались братья Г. и В. Прокофьевы из Мисцева, династии писцов Шитиковых из Понарино, Добриньковы (Добренькие) в Мисцеве, С.Г. Алексеев, Ф.Г. и М.Г. Батулины в Беливе и М.А. Кашкин в Устьянове. Некоторые из них продолжали свою деятельность в 20-х гг. XX в. Гуслицкие книги находятся практически во всех крупных рукописных собраниях лучших музеев и библиотек мира, во многих частных коллекциях. Ими до сих пор пользуются во многих храмах и церквях. Рукописи, написанные в Гуслице и там бытовавшие, составляют Гуслицкую коллекцию Пушкинского Дома (ИРЛИ) — 44 книги, Гуслицкое собрание Российской Государственной библиотеки (бывшая библиотека им. Ленина) — Фонд 734 — 119 книг, 62 рукописи гуслицкого происхождения хранятся в коллекции музея МГУ. Центральный исторический музей имеет довольно приличное собрание таких книг. Иконописание В Анциферове, Яковлевской, Елизарове, Костине, Давыдове, Ляхове и Горе был развит иконописный промысел, возникший в конце XVIII века. Основоположниками промысла были анциферовские крестьяне, обучавшиеся иконописи в Новгороде и в Москве. В Анциферове работали 25 иконописцев, в Яковлевской — 28, в других деревнях по несколько человек. По свидетельству Е.А. Агеевой, к 1882 г. наиболее крупной иконописной мастерской в Гуслице с несколькими десятками наемных рабочих, выполнявшей заказы для Сибири и Нижегородской ярмарки, владел Ф.Ф. Морозов из Яковлевской. С середины ХIХ века в Елизарове действовала мастерская Балзетовых, связанная с мастерскими Москвы. Мастерская Балзетовых снабжала иконами, книгами, лестовками и поясами Украину и Бессарабию. На Всероссийской выставке 1882 г. в Москве были представлены иконы гуслицких иконописцев: из Яковлевской — С.Ф. Морозова (бронзовая медаль), Г.С. Лунина и К.Г. Куколева (почетные отзывы), из Анциферова — М.К. Перина, И.А. Миронова (почетный отзыв) и И.Р. Родина, из Елизарова — В.К. Чикалова (денежная премия). В 1908 г. иконописным промыслом в Гуслице занимались 139 чел. Иконы писали и в Запонорье, Запрудино, Барском,Сенькине. Иконописание продолжалось в Гуслице и в советский период. В 1923 г. в Запонорской волости Орехово-Зуевского уезда был зарегистрирован 1 иконописец. В Костине сохраняется память об иконописцах Романовых и Е.С. Плешкове (умер в 90-ые годы ХХ века), в Горе — об одном из последних иконописцев М. Комарове. По мнению ученых, Гуслицкое иконописание формировалось под влиянием владимирских иконописных сел (Палех, Мстёра). Стиль гуслицких икон воспроизводит стилистику московской иконописи 1-й половины XVII века. Иконописцы пользовались готовыми рисунками — прорисями. Вместе с тем гуслицкие иконы имеют своеобразные черты, отличающие их от произведений других художественных центров. Характерной особенностью местных икон является колористическое решение образа: преобладание охристо-коричневых красок фона и более темных полей, создающих впечатление старины. Дополняющие образ фигуры избранных святых на полях икон, как правило, помещены в клеймах на ярком киноварном фоне. Одежды выполнены твореным золотом или разбеленным основным тоном. Лики — округлые, с мелкими чертами, написаны мягким охрением с белилами. В рисунке, описях, текстах использован темный цвет. Для некоторых гуслицких икон характерен состаренный фон, получавшийся в результате нанесения насечек на уже покрытую золотом доску. Меднолитая пластика Прославилась местность не только иконами местного письма, но и другим народным промыслом — медным литьём. Литые иконки, складни, кресты и нательные крестики со священными изображениями изготавливались во многих гуслицких деревнях. В одном из документов Министерства внутренних дел 1840-х гг. значится: «…отливные медные кресты и иконы… Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…» Старший научный сотрудник центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, хранитель фонда медного литья Е.Я. Зотова дает классификацию гуслицкой меднолитой пластики. Гуслицкие мастера отливали нательные мужские и женские кресты, напрестольные восьмиконечные кресты с рельефным изображением Распятия Христова и титлой «IНЦИ» и разного размера киотные кресты, дополненные пластинами с группами предстоящих, а также иконами-клеймами с двунадесятыми праздниками и увенчанные изображениями херувимов. Иконы и складни с образами Спаса и Богородицы, святых Николы Чудотворца, Власия, Афанасия, Георгия, Флора и Лавра, Параскевы Пятницы — это далеко не полный ряд композиций, созданных мастерами. Следуя древнерусским традициям, трехстворчатые складни гуслицкого литья имеют особую форму, повторяющую в миниатюре. На одном изделии могли быть изображены: царские врата храмового иконостаса, складень с изображением святителя Николы Чудотворца (Можайского), в средней части, имеющем верхнее завершение в виде кокошника, часто встречался святитель с мечом и храмом в руках, в верхней части створок изображалось «Благовещение Пресвятой Богородицы», в клеймах — «Вход Господень в Иерусалим», «Сретение Господне»; «Воскресение Христово» и «Вознесение Господне». Такие гуслицкие «створцы», украшенные не только растительным вьющимся побегом и рамкой с геометрическим орнаментом, но и декорированные эмалью белого и синего цвета, — самый распространенный вид меднолитой продукции. Легкие, с «лишненной», т.е. обработанной поверхностью оборота, сравнительно недорогие гуслицкие иконы и складни пользовались особым почитанием на протяжении XVIII – XX вв. Особо выделялось анцифоровское и загарское литье. Хозяйство Основным занятием жителей Гуслицы с ХVII в. было выращивание хмеля, использовавшегося в России и вывозившегося за рубеж Неплодородие местных земель обусловило развитие в Гуслице торговли, особенно хлебом. Главными центрами Гуслицкого края были села Ильинский Погост и Рудня. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые съезжались промышленники и торговцы и с самих Гуслиц, и из других регионов. Оба села в прошлом более напоминали небольшие уездные города, нежели сельские населенные пункты. В обоих селах было немало лавок, трактиров, постоялых дворов, домов, принадлежавших купцам из других городов. С начала 19 века появляются текстильные предприятия, владельцами которых были преимущественно старообрядцы. В Гуслице повсеместно обрабатывали пряжу для текстильных фабрик, изготавливали хлопчатобумажные ткани — тик, нанку, сарпинку с крашением и набойкой, в меньших размерах вырабатывали полушерстяную и шелковую пряжу, деревянные изделия, выпускали наборы для сбруи, работали на торфяниках. В Хотеичах делали гребни и пуговицы из рога. Из Гуслицы вышли многие купеческие династии: Балашовы из Куровской, Муравлевы из Абрамовки, Руновы из Новинки, Гущины из Давыдова, Рахмановы из Слободищ, Громовы и другие. Другие достопримечательности - Г. Куровское (ранее д. Владимирская, названная в честь основателя владельца Гуслицы — князя Владимира Старицкого) с
- а) Гуслицким Спасо-Преображенским мужским монастырем. Основан 1858-1859 гг. для борьбы с расколом (старообрядчеством) иеромонахом Парфением (Агеевым) на месте древнего Погоста Спас-на-Мошове. Реликвии — чудотворная икона Спаса Нерукотворного, чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, храм Преображения, трапезный корпус, древние ворота и др. реликвии.
- Ильинский Погост (ранее село Гуслицы — центр Гуслицкой волости и Гуслицкого стана). Есть
- а) остатки торговых рядов от крупных ярмарок и базаров;
- б) старые дома купцов и священников (середины XVIII века);
- в) церковь Воскресения (1822г.);
- г) музей Гуслицы в Ильинской средней школе;
- д) через село проходили 2 тракта — Коломенский и Касимовский.
- Д. Степановка.
Музей историко-краеведческий, в нем старообрядческая изба, предметы быта и одежды, аллея славы из голубых елей и монумент-памятник землякам погибшим в годы войны. - Д. Устьяново.
Храм Старообрядческий во имя Святителя Николы, церковь-музей с частью алтаря 16 века. - Д. Рудня Никитская.
Деревянная летняя церковь (самая старая в районе) 1782 г., рядом церковь Рождества Христова, зимняя — год постройки предположительно 1710. Летняя церковь с шатровой колокольней. В куполе храма роспись второй половины XIX века. Памятник культуры деревянного зодчества Федерального значения. - Д. Беливо (около)
место скита, возглавляемого о. Леонтием, описанного А.В. Перегудовым, с остатками пруда, колодца, захоронениями, самодельно-мемориальными стеллами — место поклонения верующих. - Курганы славян-вятичей.
Захоронения славян-вятичей около 12 века. Сохранение традиций В настоящее время в Гуслице возрождены православные церкви в честь Воскресения Христова в Ильинском Погосте (1991), Троицкая в Хотеичах (1994), Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь (1998). В 1994 г. группа местных жителей во главе с почетным гражданином Орехово-Зуевского района У.Г. Андриановой построила церковь на основе единоверия во имя Иоанна Лествичника в г. Куровское. Устиньей Григорьевной был выращен Мемориальный парк из голубых елей, рядом в школе был создан краеведческий музей. Прекрасные историко-краеведческие музеи действуют в ДК города Куровское и в школе Ильинского Погоста. Музеем Гуслицы выпускается историко-краеведческий альманах «Гуслицы». В 2010 году альманах стал победителем Всероссийского конкурса периодической печати. Музеи, альманах продолжают сохранять культуру южной половины Орехово-Зуевского района. До сих пор много московских ученых приезжают сюда изучать местные обряды, обычаи.
|