Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 12 arrow а12 - Хромов СВ, Зорочкин СИ - Наличники города Ликино-Дулёво

Хромов Сергей Владимирович,
экскурсовод МБУК,
Орехово-Зуевский районный краеведческий музей;
Зорочкин Сергей Иванович,
педагог дополнительного образования,
Центр детского творчества г.Куровское

ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ

НАЛИЧНИКИ ГОРОДА ЛИКИНО-ДУЛЁВО

     Ликино-Дулёво — молодой город, даже если учитывать первые сведения о деревне Ликино. Но у нас есть древности возрастом в тысячелетия. Причём они у всех на виду. Имеется в виду домовая резьба. Сейчас уже мало кто знает, что изначально резные узоры на доме были не столько украшением, сколько амулетами, защищающими от нечисти и призывающие блага. Многие детали деревянного рисунка, который мы видим на фасадах домов, археологи находят на предметах каменного века. Со временем смысл древних традиций терялся, а рисунок упрощался, так легче, дешевле, быстрее. Либо, напротив, видоизменялся в зависимости от моды и художественных предпочтений мастера. Да и не было и у славян, и у угро-финнов единой культуры, поэтому в разных местах одни и те же знаки могут нести разную смысловую нагрузку. Например, дракон в Чернигове символизирует беду, а на Волге — богатство. Наш трилистник на Онеге — это «куриная лапка». Но в любом случае — знали мастера изначальный смысл или нет — работали они по традиции, «как праотцы завещали».
     Ликино-Дулёво активно застраивалось уже в двадцатом веке, и самые старые из деревянных построек появились в 20–30 годы. К этому времени обережный смысл практически забыт, домовая резьба в осознании людей — это просто украшение. Недавно закончилась гражданская война, все силы уходят на восстановление разрушенного. Вроде бы не до резных наличников и прочих украшательств. Но традиции-то остались. Если заводские посёлки, например, Кировский, создаются в модном тогда стиле конструктивизм (чистая функциональность, ничего лишнего), то индивидуальные дома, как и в встарь, имеют резные элементы. А вот насколько традиции смогли в этих условиях сохранить обережные функции рисунка? Давайте пройдемся по улицам города и посмотрим.

Фото 1
Фото 1

Фото 2
Фото 2

Рис.1.
Рис.1.

Рис.2.
Рис.2.

     На фото 1 из понятных символов мы видим на фризе ромб — в данном случае его можно трактовать как знак чистоты и святости, а два квадрата — это твёрдость веры. Как и розетку на подзоре их можно считать христианскими символами. А вот с боковинами всё сложнее. Во-первых, расположенный по центру знак засеянного поля (1) уместнее смотрелся бы на месте нижнего белого квадрата. Во-вторых, рисунок ассиметричен, и верхний вытянутый треугольник даёт повод предполагать, что вся эта композиция не что иное, как недоделанный знак солнца (2 на фото 2 и рис.1). У этого наличника очень простой рисунок, но, однако же, создающий полноценный оберег. Зубчатый край карниза (3 и рис.2) здесь можно трактовать как небесные воды — это и защита от нечисти, и надежда на достаток. Все стороны наличника украшены стилизованным символом солнца — значит, все четыре времени суток защищены небесным светом. Ромбы по углам — это уже христианский символ победы добра над злом, а ромб красного цвета — единение неба и земли — только лишь усиливает общую защиту.

Фото 3
Фото 3

Фото 4
Фото 4

Рис.3.
Рис.3.

Рис.4.
Рис.4.

     На фото 3 — вариант предыдущего рисунка, но здесь ещё и знаки засеянного поля (4 и рис.3), которые мастер перенёс на небесную (верхнюю) часть. Подобные накладные рисунки легки, быстры, дешевы и поэтому очень распространены в 20 веке.
     А здесь (фото 4) уже совсем простенько: небесная влага и ромб на фризе да гусиные лапки (5 и рис.4). Вот и всё. Боковины и подзор вообще девственно чисты. Мастеру про обереги ничего не известно, а украшательство он, видимо, считает буржуазно-обывательским элементом.

Фото 5
Фото 5

Фото 6
Фото 6

Рис.5.
Рис.5.

     Здесь тоже всё просто до примитивизма (фото 5). Стёршиеся пирамиды-ромбы (6, рис.5) можно трактовать как символ вспаханного, но не засеянного поля. Единственное украшение это ушки в виде полулианы или полузмеи — надежда на обильный урожай. Хотя, по логике, какой урожай, если поле не засеяно? Защитных элементов здесь вообще нет.
     Еще один пример того, что обереги превратились в обычное украшение (фото 6). Рисунок кокошника упрощен до контура, так что остаётся только гадать о первоначальном варианте: то ли это был растительный орнамент с фигурками берегинь (7), то ли переплетение каких-то звериных знаков.

Фото 7
Фото 7

Фото 7a
Фото 7a

Рис.6.
Рис.6.

     На фото 7 мы видим активное применение символов воды. Зубчики небесного дождя и подземные воды — призыв к урожаю, струи на боковине это ещё и защита от зла. Интересен рисунок подзора (фото 7а), сохранившийся на наличнике бокового окна этого дома. По центру расположено восьмилучевое колесо — знак Сварога (8, рис.6), одна из разновидностей солярного символа. В данном случае это «ночное солнце» — защита от нечисти. К нему прикреплены «гусиные лапки» — надежда на благополучный новый день. Обрамляющие солнечный круг элементы (9), это или змеи — подземная ипостась Велеса, или ветви с трилистниками — защита от ночных напастей. По углам подзора четко видны крины (10) — призыв изобилия. Хотя их-то как раз, как и знак Сварога, уместнее было бы разместить повыше, а то получается, что живущие в этом доме не надеются на белый день, а ждут богатства только от темной, подземной части мира.

Фото 8
Фото 8

Фото 8a
Фото 8a

Рис.7.
Рис.7.

Рис.8.
Рис.8.

     При изготовлении этих наличников (фото 8) мастеру пришлось немало потрудиться, но при этом, наряду с тщательно проработанными отдельными элементами, много упрощений. В частности кокошник (11) здесь так стилизован, что за исключением полуденного солнца угадать значение остального рисунка невозможно. А вот фриз (фото 8а) представляет собой редкий образец прорезной работы. На первый взгляд, здесь чисто геометрический узор, но верхний ряд — это символы Земун, то есть знак изобилия (12, рис.7), ниже того же желают дождевые капли (13, рис.8). Боковины — просто имитация резных колонн, хотя на них имеются сильно стилизованные гусиные лапки — опять-таки надежда на благополучное будущее.

Фото 9
Фото 9

Рис.9.
Рис.9.

Рис.10.
Рис.10.

     На фото 9 один из немногих наличников в городе, где хоть и в упрощённом виде присутствует растительный орнамент. При этом в центральной части фриза просматривается фигурка берегини, несущей в себе проросток жизни — крин (14, рис.9). И на фризе, и на сохранившемся ушке побеги заканчиваются трилистником — защита от злых духов и сохранение добра (15, 15а, рис.10). Цепочка ромбов на боковинах (16), скорее всего, просто украшение, хотя они могут являться христианским символом единения земли и неба. А вот широкий подзор подозрительно пуст.

Фото 10-11

Рис.11.
Рис.11.

Рис.12.
Рис.12.

Рис.13.
Рис.13.

Фото 10          Фото 11 

     На фото 10 снова растительно-змеиный орнамент (16, 16а). Можно предположить, что мастер родом из восточной Мещёры. В этих местах ужи играли роль покровителей дома, сохраняли и накапливали богатство, обеспечивали хорошую добычу охотникам. А вот подзор опять-таки чист, хотя его форма так и требует расположить здесь пару закатных солнц.
     На этом наличнике (фото 11) знаков немного, но они создают хорошую защиту от разных бед и одновременно призывают благополучие в дом. Во-первых, это дневное солнце на фризе (19), на боковинах — утреннее (20) и вечернее (20а), а на подзоре — ночное солнце-розетка (21). Во-вторых, это потоки воды на фризе и боковинах (22, рис.13). В-третьих, это знаки Перуна в кругах на розетке (23) и на нижней части боковины (23а), хотя им уместнее располагаться в верхней части наличника, ведь это магические громоотводы, да и Перун небесный бог, на землю он спускается для войны. Лягушачьи лапки (24) в верхней части наличника — это помощь хозяйке дома в её делах. Похоже, подобный символ был и в нижней части боковины, но до наших дней не дожил. Увы, дерево не вечно.

Фото 12
Фото 12

Рис.14-15.
Рис.14.                       Рис.15.

Рис.16.
Рис.16.

     Богатый, но из-за сильной стилизации с не очень-то понятным по смыслу узором, наличник (фото 12). Кокошник, образованный тремя небесными сводами, лежит на почти пустом фризе. Так и хочется пустые пространства заполнить солнечными символами. По низу фриза идёт цепочка из небесного молокасимвола Земун (25, рис.14). В нижней части боковины из-под слоя краски выступают очертания мирового дерева (26, рис.15), на котором лежит круг — это один из солнечных символов, и заканчивается это то ли пламенем неугасимой свечи (27), то ли сильно искажённым, незавершённым знаком засеянного поля (рис.16). Уши нижней части боковин похожи на знак засеянного поля (28), в центре боковины — видимо, солнечный лик (29), а вверху — вероятно, растительный орнамент. Но всё это из-за сильной стилизации рисунка можно только предполагать. Как говорится, замах на рупь, а результат на грош. Это лишнее доказательство того, что про обереги мастер не знал, хотя общее-то впечатление — богато и симпатичненько.

Фото 13-14
Фото 13                       Фото 14

Рис.17,18,19
Рис.17,18,19

     А на этом наличнике (фото 13) мы видим молитву земледельца. Не просто знаки земли, а засеянного поля (30), то есть ожидание большого урожая и на боковинах, и на подзоре, и даже образуют небесную твердь. Потоки воды (31) на боковинах, кроме обещания урожая, служат ещё и непреодолимой преградой для нечисти. Для этого же и три солнечные розетки (32). В небесные воды (рис.17) вкраплены символы небесного молока (рис.18). В результате (33, рис.19) — это уже не просто дождь, а обещание изобильного урожая и приплода. Странна только композиция на фризе — из-за сильной стилизации сложно сказать, что изображено с двух сторон от розетки. А вот знаки земли на небесном своде (30) вроде бы не на месте, но подобное расположение этих знаков очень распространено на Ярославщине, что может косвенно указывать на родину мастера.
     На фото 14 рисунок на фризе больше похож не на славянский, а на татарский или башкирский. На боковинах вроде бы знаки земли, но в этом месте они бессмысленны, а уж католические кресты (34) на подзоре у нас, на границе старообрядческих Гуслиц и Патриарщины, вообще смотрятся как-то неуместно.

Фото 15
Фото 15

Фото 16
Фото 16

Рис.20.
Рис.20.

Рис.21.
Рис.21.

     Очень богатая и сложная работа. Но несмотря на обильный и разнообразный рисунок здесь совершенно нет славянских обережных символов (фото 15). Да и общий характер орнамента совершенно не похож на традиционный. Кроме этого, фронтонная домовая доска резко ассиметрична. То ли мастер сам придумывал рисунок прямо по ходу работы, то ли взял за образец рисунок персидского ковра, но то, что получилось, по русским традициям всего лишь украшение, не имеющее ни капли обережной силы.
     Ещё один дом с загадками. Подзорная доска (фото 16) украшена совершенно не типичным для православия крестом-боттони (35, рис. 20). Он образован четырьмя слившимися трилистниками (крестами святого Патрика) и считается отличной преградой для любой нечисти. Кроме этого, боковины заканчиваются еще одним нетипичным для крестьянской резьбы символом — лилией (36, рис.21). Вдобавок на фризе наличника странный рисунок в виде цепочки, образованной кругами и вытянутыми ромбами. А вот ромбы (чистота и святость) и треугольники (святая троица) — это православные символы. Авангардистское смешение.

     Тридцатые годы 20 века в истории России — это время активного замещения старых традиций новыми. Активно внедряется атеизм, и это окончательно уничтожает народные знания о домовых оберегах. На показанных примерах мы видим, что в это время мастера, да и заказчики уже не стремятся украсить дома по канону. Рисунки упрощаются, стилизуются до неузнаваемости, часто не создают завершённой системы либо расположены не в том месте, где могли бы полноценно работать. Геометрический орнамент начинает вытеснять резные символы. В быстрорастущий город приезжают люди, которые приносят свои традиции, в результате чего появляются не совсем характерные для Подмосковья рисунки.
     В наш 21 век люди стали более рациональны. Зачем тратить время и деньги на ненужное украшательство? Да и пластик в отличие от дерева не разбухает, не гниёт… Всё больше владельцев домов меняют обветшавшие деревянные окна на стеклопакеты. Старая традиция ещё жива, но всё меньше и меньше остаётся её образцов на наших улицах. Не упустите время, оглянитесь на деревянные кружева — ведь они многое могут рассказать.