Хромов Сергей Владимирович, экскурсовод МБУК, Орехово-Зуевский районный краеведческий музей; Зорочкин Сергей Иванович, педагог дополнительного образования, Центр детского творчества г.Куровское ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ НАЛИЧНИКА «Паспарту, а у вас есть план?» Фраза из мультфильма «80 дней вокруг земного шара». Сколько раз, рассматривая фотографии наличников в книгах или на различных сайтах, мы обращали внимание на то, что нет единой методики их описания. Да зачастую никакого описания и нет. В лучшем случае — туманные рассуждения о том, новодел это или всё же подреставрированная старина. А чаще это просто подборка фотографий без каких-либо пояснений или с комментариями типа: «Вау, дас ист фантастиш!!!» и «Ой, как здорово!». Не знаю, насколько далеко и мы ушли бы от этого, если случайно в книге «Обувь московской земли XII–XVIII вв.: Материалы охранных археологических исследований. Т.7. — М.: ИА РАН» под редакцией к.и.н. А.В. Энговатовой не наткнулись на методику описания найденной при раскопках в Москве кожаной обуви. «…Изучение вещей основано на следующих принципах: - Вещи не разделяются по времени и месту;
- Термины, описывающие тот или иной признак, приложимы к изделиям любого происхождения;
- Предметы различаются не только по признакам (или их значениям), но и по комбинациям признаков;
- Комбинации признаков могут быть рассчитаны;
- Признаки разделены на группы (подсистемы): морфология, техника изготовления, материал и функция (схема 1)».
Схема 1. Подсистемы изучения вещи. Внутри морфологии выделяют свои подсистемы: конструкция и форма, цвет, размеры и декор (схема 2). Схема 2. Подсистемы изучения морфологии. Это то, что нам подходит. Только надо чуть-чуть данную схему подкорректировать. Если пункты 2–5 никакого отторжения не вызывали, то пункт 1 немного смущал. Еще в середине 20-го века в книге «Язычество древней Руси» Б.А. Рыбаков отмечал, например, что наличники Ярославского Приволжья как внешне, так и своей наполненностью символикой отличаются от наличников Беломорья или Мещёры, а белорусские выглядят иначе, чем владимирские. Но данный вопрос не получил у него развития из-за недостаточного накопления статистического материала. Поэтому, на наш взгляд, место и время изготовления учитывать необходимо, так как при большом количестве статистического материала возможно отделение эндемических для данной местности элементов от внесённых извне. В результате появилась вот такая таблица (см. Табл. 1): Таблица 1 Описание | Адрес | | Время изготовления | | Сохранность | | Расположение (лицевая, боковая, стены дома) | | Морфология | Конструкция (набор конструктивных элементов) | ВЕРХ: Кокошник Фризовая доска Карниз БОКА: Боковины «Уши» НИЗ: Подоконная доска Завершение «Серьги» | Размеры (внешние, внутренние) | | Технология | Способ сборки (механическая, клеевая) | | Дополнительная обработка (окраска, орнамент) | | Декор | ВЕРХ: Кокошник Фризовая доска Карниз БОКА: Боковины «Уши» НИЗ: Подоконная доска Завершение «Серьги» | Цвет | | Материал | | | Функция | | | Строка «Описание»: — ячейка «адрес» пояснений не требует; — заполнение ячейки «время изготовления» требует беседы с хозяином дома или со старожилами населённого пункта или работы в архивах; — ячейка «сохранность» заполняется после визуального осмотра и оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» или «неудовлетворительное» (можно добавить «ветхое»); — ячейка «расположение» также не требует пояснений. Строка «Морфология»: — ячейка «конструкция» — конструктивные элементы могут быть разделены на основные и дополнительные, которые и образуют такое разнообразие конструкций. Эти элементы можно сгруппировать в три блока: 1) ВЕРХ — фризовая доска, карниз, навершие или кокошник (наличие или отсутствие накладных элементов, наличие или отсутствие фигурок берегинь или их заменителей); 2) БОКА — боковины (наличие или отсутствие накладных элементов, наличие или отсутствие «ушей», расположение «ушей» по всей длине или фрагментально, количество фрагментов); 3) НИЗ — подоконная доска, завершение (наличие или отсутствие накладных элементов, «серьги», их отсутствие или наличие, относительный размер — большие, средние, неярко выраженные). Список основных и дополнительных деталей может быть сведен к 9 значимым элементам (карниз, фризовая доска, подоконная доска, боковины, кокошник, фигурки берегинь, «уши», подзор, «серьги»), отдельно нужно отмечать наличие или отсутствие ставней; — ячейка «размеры» может быть заполнена только после замеров наличника, для этого необходим контакт с хозяином дома. Строка «Технология»: — ячейка «способ сборки»: химический — на клею, механический — на шипах, с использованием гвоздей и т.д. Заполнение ячейки требует беседы с хозяином дома или частичной разборки (это может быть в том случае, если наличник перешёл в вашу собственность) и знания технологии сборки наличников, по мере накопления опыта способ сборки можно будет определять визуально; — ячейка «дополнительная обработка» — наличие окраски, орнамента; — ячейка «декор» — описание накладных элементов, типа резьбы, подробное описание обережных символов, разделение описания по зонам (Верх. Бока. Низ); — ячейка «цвет» пояснений не требует. Строка «Материал»: — основной материал изготовления наличников — это древесина, но иногда, как дополнительный декор, используются жесть, пластмасса и т.д. Строка «Функция»: — защита от неблагоприятных погодных условий (если нет обережных символов); — защита от злых духов; — пожелание и привлечение благ дому и домочадцам. Теперь определимся с терминологией. Несмотря на кажущуюся простоту, наличник — это сложное по конструкции сооружение. Каким бы по внешнему виду наличник ни был (рис. 1), у него всегда имеются четыре основных конструктивных элемента. Рис. 1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: 1 — карниз; 2 — фризовая доска; 3 — боковина; 4 — подоконная доска. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: 5 — навершие или кокошник; 6 — «уши»; 7 — подзор или завершение; 8 — «серьги»; 9 — фигурки берегинь. Параллельно плоскости стены располагаются две вертикальные доски — боковины (3), и две горизонтальные доски, вверху — фризовая (2) и подоконная (4) внизу. Не путать её с подоконником, который находится не снаружи, а внутри помещения. Сверху их прикрывает прикреплённый под углом к стене карниз (1). Его функция — защита от попадания в возможные щели стекающей по стене дождевой воды. Карниз изготавливают из одной или двух досок, во втором случае верхняя доска делается несколько больше нижней, но встречаются и исключения. К дополнительным конструктивным элементам относятся навершие (5) или кокошник, расположенные по бокам кокошника, а иногда, дополнительно, и по его центру фигурки берегинь (9). Иногда на месте фигурок берегинь тут могут размещать что-то другое, например, звериные знаки, знаки солнца. К боковинам примыкают так называемые «уши» (6), которые могут быть равными по длине боковинам или короче и примыкать к боковинам фрагментарно. Снизу наличник ограничивает подзор или завершение (7), который иногда может полностью перекрывать собой подоконную доску или сливаться с ней. По бокам подзор ограничивают «серьги» (8). Иногда серьги настолько неярко выражены, что создается впечатление их отсутствия. Часто «серьги» выглядят как продолжение боковин. Как пример — описание наличника на доме 471 села Хотеичи (см. Фото 1 и Табл. 2). Фото 1 Таблица 2 имеют ярко выраженную границу, обозначенную карнизом над подоконной доской. Под карнизом на «серьгах» имеется каскад из трех слоёв накладок. Верхняя накладка с П-образным орнаментом, ниже находится накладка с тремя «утиными лапками» (знак ночного солнца), в центре которых просверлены отверстия. Нижняя накладка имеет три разноразмерные (большая в центре, более мелкие по бокам) цилиндрические кисти. Заканчиваются «серьги» двумя коническими кистями. Описание | Адрес | с. Хотеичи д. 471 | Время изготовления | Со слов хозяина, дом построен в 1893 году на месте старого. Перестраивался после войны, год не помнит. Наличники со старого дома, подновлены во время перестройки дома. | Сохранность | Сохранность чуть выше удовлетворительной. | Расположение (лицевая, боковая, стены дома) | Лицевая сторона дома в 4 окна. | Морфология | Конструкция (набор конструктивных элементов) | Окно имеет раму с дугообразной верхней стороной. ВЕРХ: Фризовая доска с дугообразной выемкой по нижней стороне с геометрическим орнаментом, три накладные фигурки берегинь в растительном орнаменте, поле фризовой доски разделено на 3 части двумя свисающими от карниза объёмными пилястрами с прямоугольными капителями с кистями на концах. Карниз одинарный сложной формы (четыре П-образных выступа), снизу подпорка из 2-х брусков, нижний профилирован округлой выборкой. Кокошник сферический с концентрическим рельефом, выполнен станочной проточкой из круглой деревянной плашки, часть круга немного отступя от центра обрезана. Концы сферы упираются на П-образные выступы карниза, по бокам сферы фигурки берегинь в растительном орнаменте. БОКА: Боковины. Левая и правая симметричны друг другу, ограничены с боков накладным геометрическим орнаментом. По центру каждой расположена точёная на станке колонна. В их верхней части помещена отходящая от карниза капитель с двумя кистями. «Уши» немного длиннее боковин, простираются от карниза до уровня низа завершения. Орнамент растительный прорезной без повторяющихся элементов. НИЗ: Подоконная доска сверху прикрыта небольшим карнизом, имеющим два П-образных выступа на концах. Узкая с геометрическим орнаментом по низу, располагается под небольшим углом к вертикали, своей нижней частью налагается на завершение. Завершение с геометрическим орнаментом по нижней кромке, в центральной части расположены две вырезанные стамеской невысокие четырёхугольные пирамидки, от них к концам завершения отходят такие же по высоте и профилю прямоугольника. «Серьги» ярко выраженные, с двумя кистями на концах и объёмным накладным геометрическим орнаментом в верхней части. | Размеры (внешние, внутренние) | На момент съёмки замеры не проводились. | Технология | Способ сборки (механическая, клеевая) | Механический.br/>Основные элементы, кроме карниза, на шипах. Карниз, дополнительные и накладные элементы прикреплены с помощью гвоздей. | Дополнительная обработка (окраска, орнамент) | Визуально проглядываются несколько слоёв краски светлых тонов. Орнамент накладной, геометрический и растительный. | Декор (описание накладных элементов, типа резьбы, подробное описание обережных символов) | ВЕРХ: Кокошник — небесная сфера с концентрическим рельефом, способ изготовления — проточка с последующей обрезкой части заготовки. Внутри неё помещён диск с прорезным орнаментом в виде концентрически расположенных капель дождя (прорезная резьба), к центру диска при помощи гвоздя присоединена восьмилучевая объёмная розетка высотой до 5 см, которую можно трактовать как знак полуденного солнца. Между розеткой и каплями прорезной круг из 4-х сегментов. Верх сферы венчает изображение берегини с растительным орнаментом по бокам. В центре фигуры берегини выпилен знак «пики». По бокам сферы фигурки берегинь (со знаками «пики») в обрамлении растительного орнамента (прорезная резьба). Фризовая доска — по дуге нижнего обреза геометрический орнамент из мелких четырёхгранных пирамид. Поверхность зрительно разбита на три части двумя свисающими от карниза объёмными пилястрами с прямоугольными капителями с цилиндрическими кистями на концах. В каждой части по накладному элементу, представляющему из себя фигурки берегинь в растительном орнаменте (прорезная резьба). У боковых берегинь вместо крина в центре имеется пропил в виде знака «буби», по бокам от него два лежащих на боку зеркально расположенных знака «черви». У центральной берегини под крином расположен знак «пики». Карниз простой в одну доску, имеющую четыре П-образных выступа. Без орнамента. БОКА: Боковины с обоих длинных торцов ограничена накладками с геометрическим узором из мелких продолговатых (отношение длины и ширины как два к одному) четырёхгранных пирамид. На поверхности боковины по всей её длине расположена накладка в виде декоративной колонны, не несущей смысловой нагрузки (обережных символов на ней нет). Низ колонны упирается в карниз над подоконной доской, а верх на 2–3 см не доходит до капители, занимающей самый верх боковины. Капитель спускается от верхнего карниза и заканчивается двумя рельефными кистями. «Уши» — прорезной растительный орнамент из 10-ти неповторяющихся элементов. Большинство из них заканчивается трилистником. Нижний элемент очень похож на стилизованное изображение утицы (знак ночного солнца). НИЗ: Подоконная доска по всей длине имеет два невысоких выступа, на её нижней кромке геометрический орнамент П-образной формы. Завершение имеет геометрический орнамент по нижней кромке, в центральной части завершения располагаются две невысокие четырёхугольные пирамидки (знаки земли?), от них к концам завершения отходят такие же по высоте и профилю прямоугольника. «Серьги» | Цвет | Голубой | Материал | | Дерево | Функция | | Защита от неблагоприятных погодных условий, пожелание и привлечение благ дому и домочадцам. | Кажущаяся сложность и большая длительность процесса заполнения таблицы в будущем компенсируется наработкой навыков описания наличника, а скорость обработки и описания наличника возрастёт. Несколько строк о методике фотосъёмки. Самый первый кадр — это общий план (фото 2). Постарайтесь уместить в кадр всю лицевую сторону дома. Желательно, чтобы в кадр попала табличка с названием улицы и номером дома. Второй кадр (фото 3) — отдельно наличник целиком. Третий кадр (фото 5) — навершие наличника с фризовой доской. Четвёртый кадр (фото 6) — подоконная доска с серьгами. Пятый кадр (фото 4) — боковина, желательно целиком. Если не получается уместить её в один кадр, делаем два снимка с таким расчетом, чтобы края этих снимков перекрывали друг друга. Итого, на дом, в основном, тратится пять-шесть кадров. Если есть возможность, можно сделать снимки с близкого расстояния отдельных элементов резьбы. В этот момент лучше не спешить и внимательно осмотреть наличник, чтобы не пропустить что-то действительно интересное, ведь не всегда есть возможность вернуться к объекту съёмки. В результате у вас получится примерно вот такая серия из нескольких фотографий, по которым уже дома, в спокойной обстановке, можно делать детальное описание наличника. В завершение хочется сказать следующее. Отправляясь в «поход за наличниками», возьмите с собой блокнот, пару карандашей (авторучка на морозе может отказать), точилку, рулетку на 5 м. По своему опыту, пусть и небольшому, знаю, что 3-х метровой, если цоколь дома высокий, может не хватить. Если есть возможность, неплохо иметь диктофон, так как пожилые люди, увидев в ваших руках блокнот и карандаш, могут «замкнуться» и не рассказать под запись то, что расскажут в простой беседе. Да и просто можете не успеть всё рассказанное записать, а диктофон можно незаметно включить в кармане и после, уже дома, оформить запись в текстовую форму. УДАЧНОЙ ВАМ ОХОТЫ!!!
|