Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 12 arrow а12 - Хромов СВ, Зорочкин СИ - Методика описания наличника

Хромов Сергей Владимирович,
экскурсовод МБУК,
Орехово-Зуевский районный краеведческий музей;
Зорочкин Сергей Иванович,
педагог дополнительного образования,
Центр детского творчества г.Куровское

ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ

МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ НАЛИЧНИКА


     
     

«Паспарту, а у вас есть план?»
Фраза из мультфильма
«80 дней вокруг земного шара».

     Сколько раз, рассматривая фотографии наличников в книгах или на различных сайтах, мы обращали внимание на то, что нет единой методики их описания. Да зачастую никакого описания и нет. В лучшем случае — туманные рассуждения о том, новодел это или всё же подреставрированная старина. А чаще это просто подборка фотографий без каких-либо пояснений или с комментариями типа: «Вау, дас ист фантастиш!!!» и «Ой, как здорово!».
     Не знаю, насколько далеко и мы ушли бы от этого, если случайно в книге «Обувь московской земли XII–XVIII вв.: Материалы охранных археологических исследований. Т.7. — М.: ИА РАН» под редакцией к.и.н. А.В. Энговатовой не наткнулись на методику описания найденной при раскопках в Москве кожаной обуви.
     «…Изучение вещей основано на следующих принципах:

  1. Вещи не разделяются по времени и месту;
  2. Термины, описывающие тот или иной признак, приложимы к изделиям любого происхождения;
  3. Предметы различаются не только по признакам (или их значениям), но и по комбинациям признаков;
  4. Комбинации признаков могут быть рассчитаны;
  5. Признаки разделены на группы (подсистемы): морфология, техника изготовления, материал и функция (схема 1)».

Схема 1. Подсистемы изучения вещи.
Схема 1. Подсистемы изучения вещи.

     Внутри морфологии выделяют свои подсистемы: конструкция и форма, цвет, размеры и декор (схема 2).

Схема 2. Подсистемы изучения морфологии.
Схема 2. Подсистемы изучения морфологии.

     Это то, что нам подходит. Только надо чуть-чуть данную схему подкорректировать. Если пункты 2–5 никакого отторжения не вызывали, то пункт 1 немного смущал. Еще в середине 20-го века в книге «Язычество древней Руси» Б.А. Рыбаков отмечал, например, что наличники Ярославского Приволжья как внешне, так и своей наполненностью символикой отличаются от наличников Беломорья или Мещёры, а белорусские выглядят иначе, чем владимирские. Но данный вопрос не получил у него развития из-за недостаточного накопления статистического материала. Поэтому, на наш взгляд, место и время изготовления учитывать необходимо, так как при большом количестве статистического материала возможно отделение эндемических для данной местности элементов от внесённых извне.
     В результате появилась вот такая таблица (см. Табл. 1):

Таблица 1

Описание Адрес  
Время изготовления  
Сохранность  
Расположение (лицевая,
боковая, стены дома)
 
Морфология Конструкция
(набор конструктивных
элементов)
ВЕРХ:
Кокошник
Фризовая доска
Карниз
БОКА:
Боковины
«Уши»
НИЗ:
Подоконная доска
Завершение
«Серьги»
Размеры (внешние, внутренние)  
Технология Способ сборки (механическая, клеевая)  
Дополнительная обработка (окраска, орнамент)  
Декор ВЕРХ:
Кокошник
Фризовая доска
Карниз
БОКА:
Боковины
«Уши»
НИЗ:
Подоконная доска
Завершение
«Серьги»
Цвет  
Материал    
Функция    

     Строка «Описание»:
     — ячейка «адрес» пояснений не требует;
     — заполнение ячейки «время изготовления» требует беседы с хозяином дома или со старожилами населённого пункта или работы в архивах;
     — ячейка «сохранность» заполняется после визуального осмотра и оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» или «неудовлетворительное» (можно добавить «ветхое»);
     — ячейка «расположение» также не требует пояснений.
     Строка «Морфология»:
     — ячейка «конструкция» — конструктивные элементы могут быть разделены на основные и дополнительные, которые и образуют такое разнообразие конструкций.
     Эти элементы можно сгруппировать в три блока:
     1) ВЕРХ — фризовая доска, карниз, навершие или кокошник (наличие или отсутствие накладных элементов, наличие или отсутствие фигурок берегинь или их заменителей);
     2) БОКА — боковины (наличие или отсутствие накладных элементов, наличие или отсутствие «ушей», расположение «ушей» по всей длине или фрагментально, количество фрагментов);
     3) НИЗ — подоконная доска, завершение (наличие или отсутствие накладных элементов, «серьги», их отсутствие или наличие, относительный размер — большие, средние, неярко выраженные).
     Список основных и дополнительных деталей может быть сведен к 9 значимым элементам (карниз, фризовая доска, подоконная доска, боковины, кокошник, фигурки берегинь, «уши», подзор, «серьги»), отдельно нужно отмечать наличие или отсутствие ставней;
     — ячейка «размеры» может быть заполнена только после замеров наличника, для этого необходим контакт с хозяином дома.
     Строка «Технология»:
     — ячейка «способ сборки»: химический — на клею, механический — на шипах, с использованием гвоздей и т.д. Заполнение ячейки требует беседы с хозяином дома или частичной разборки (это может быть в том случае, если наличник перешёл в вашу собственность) и знания технологии сборки наличников, по мере накопления опыта способ сборки можно будет определять визуально;
     — ячейка «дополнительная обработка» — наличие окраски, орнамента;
     — ячейка «декор» — описание накладных элементов, типа резьбы, подробное описание обережных символов, разделение описания по зонам (Верх. Бока. Низ);
     — ячейка «цвет» пояснений не требует.
     Строка «Материал»:
     — основной материал изготовления наличников — это древесина, но иногда, как дополнительный декор, используются жесть, пластмасса и т.д.
     Строка «Функция»:
     — защита от неблагоприятных погодных условий (если нет обережных символов);
     — защита от злых духов;
     — пожелание и привлечение благ дому и домочадцам.
     Теперь определимся с терминологией. Несмотря на кажущуюся простоту, наличник — это сложное по конструкции сооружение.
     Каким бы по внешнему виду наличник ни был (рис. 1), у него всегда имеются четыре основных конструктивных элемента.

Рис.1. Конструктивные элементы наличника
Рис. 1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
1 — карниз; 2 — фризовая доска;
3 — боковина; 4 — подоконная доска.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
5 — навершие или кокошник;
6 — «уши»; 7 — подзор или завершение;
8 — «серьги»; 9 — фигурки берегинь.

     Параллельно плоскости стены располагаются две вертикальные доски — боковины (3), и две горизонтальные доски, вверху — фризовая (2) и подоконная (4) внизу. Не путать её с подоконником, который находится не снаружи, а внутри помещения.
     Сверху их прикрывает прикреплённый под углом к стене карниз (1). Его функция — защита от попадания в возможные щели стекающей по стене дождевой воды. Карниз изготавливают из одной или двух досок, во втором случае верхняя доска делается несколько больше нижней, но встречаются и исключения.
     К дополнительным конструктивным элементам относятся навершие (5) или кокошник, расположенные по бокам кокошника, а иногда, дополнительно, и по его центру фигурки берегинь (9). Иногда на месте фигурок берегинь тут могут размещать что-то другое, например, звериные знаки, знаки солнца. К боковинам примыкают так называемые «уши» (6), которые могут быть равными по длине боковинам или короче и примыкать к боковинам фрагментарно. Снизу наличник ограничивает подзор или завершение (7), который иногда может полностью перекрывать собой подоконную доску или сливаться с ней. По бокам подзор ограничивают «серьги» (8). Иногда серьги настолько неярко выражены, что создается впечатление их отсутствия. Часто «серьги» выглядят как продолжение боковин.
     Как пример — описание наличника на доме 471 села Хотеичи (см. Фото 1 и Табл. 2).

Фото 1
Фото 1

Таблица 2

имеют ярко выраженную границу, обозначенную карнизом над подоконной доской. Под карнизом на «серьгах» имеется каскад из трех слоёв накладок. Верхняя накладка с П-образным орнаментом, ниже находится накладка с тремя «утиными лапками» (знак ночного солнца), в центре которых просверлены отверстия. Нижняя накладка имеет три разноразмерные (большая в центре, более мелкие по бокам) цилиндрические кисти. Заканчиваются «серьги» двумя коническими кистями.
Описание Адрес с. Хотеичи д. 471
Время изготовления Со слов хозяина, дом построен в 1893 году на месте старого. Перестраивался после войны, год не помнит. Наличники со старого дома, подновлены во время перестройки дома.
Сохранность Сохранность чуть выше удовлетворительной.
Расположение (лицевая,
боковая, стены дома)
Лицевая сторона дома в 4 окна.
Морфология Конструкция
(набор конструктивных
элементов)
Окно имеет раму с дугообразной верхней стороной.
ВЕРХ:
Фризовая доска с дугообразной выемкой по нижней стороне с геометрическим орнаментом, три накладные фигурки берегинь в растительном орнаменте, поле фризовой доски разделено на 3 части двумя свисающими от карниза объёмными пилястрами с прямоугольными капителями с кистями на концах.
Карниз одинарный сложной формы (четыре П-образных выступа), снизу подпорка из 2-х брусков, нижний профилирован округлой выборкой.
Кокошник сферический с концентрическим рельефом, выполнен станочной проточкой из круглой деревянной плашки, часть круга немного отступя от центра обрезана. Концы сферы упираются на П-образные выступы карниза, по бокам сферы фигурки берегинь в растительном орнаменте.
БОКА:
Боковины. Левая и правая симметричны друг другу, ограничены с боков накладным геометрическим орнаментом. По центру каждой расположена точёная на станке колонна. В их верхней части помещена отходящая от карниза капитель с двумя кистями.
«Уши» немного длиннее боковин, простираются от карниза до уровня низа завершения. Орнамент растительный прорезной без повторяющихся элементов.
НИЗ:
Подоконная доска сверху прикрыта небольшим карнизом, имеющим два П-образных выступа на концах. Узкая с геометрическим орнаментом по низу, располагается под небольшим углом к вертикали, своей нижней частью налагается на завершение.
Завершение с геометрическим орнаментом по нижней кромке, в центральной части расположены две вырезанные стамеской невысокие четырёхугольные пирамидки, от них к концам завершения отходят такие же по высоте и профилю прямоугольника.
«Серьги» ярко выраженные, с двумя кистями на концах и объёмным накладным геометрическим орнаментом в верхней части.
Размеры
(внешние, внутренние)
На момент съёмки замеры не проводились.
Технология Способ сборки
(механическая, клеевая)
Механический.br/>Основные элементы, кроме карниза, на шипах. Карниз, дополнительные и накладные элементы прикреплены с помощью гвоздей.
Дополнительная
обработка
(окраска, орнамент)
Визуально проглядываются несколько слоёв краски светлых тонов.
Орнамент накладной, геометрический и растительный.
Декор (описание накладных элементов, типа резьбы, подробное описание обережных символов) ВЕРХ:
Кокошник — небесная сфера с концентрическим рельефом, способ изготовления — проточка с последующей обрезкой части заготовки. Внутри неё помещён диск с прорезным орнаментом в виде концентрически расположенных капель дождя (прорезная резьба), к центру диска при помощи гвоздя присоединена восьмилучевая объёмная розетка высотой до 5 см, которую можно трактовать как знак полуденного солнца. Между розеткой и каплями прорезной круг из 4-х сегментов. Верх сферы венчает изображение берегини с растительным орнаментом по бокам. В центре фигуры берегини выпилен знак «пики». По бокам сферы фигурки берегинь (со знаками «пики») в обрамлении растительного орнамента (прорезная резьба).
Фризовая доска — по дуге нижнего обреза геометрический орнамент из мелких четырёхгранных пирамид. Поверхность зрительно разбита на три части двумя свисающими от карниза объёмными пилястрами с прямоугольными капителями с цилиндрическими кистями на концах. В каждой части по накладному элементу, представляющему из себя фигурки берегинь в растительном орнаменте (прорезная резьба). У боковых берегинь вместо крина в центре имеется пропил в виде знака «буби», по бокам от него два лежащих на боку зеркально расположенных знака «черви». У центральной берегини под крином расположен знак «пики».
Карниз простой в одну доску, имеющую четыре П-образных выступа. Без орнамента.
БОКА:
Боковины с обоих длинных торцов ограничена накладками с геометрическим узором из мелких продолговатых (отношение длины и ширины как два к одному) четырёхгранных пирамид. На поверхности боковины по всей её длине расположена накладка в виде декоративной колонны, не несущей смысловой нагрузки (обережных символов на ней нет). Низ колонны упирается в карниз над подоконной доской, а верх на 2–3 см не доходит до капители, занимающей самый верх боковины. Капитель спускается от верхнего карниза и заканчивается двумя рельефными кистями.
«Уши» — прорезной растительный орнамент из 10-ти неповторяющихся элементов. Большинство из них заканчивается трилистником. Нижний элемент очень похож на стилизованное изображение утицы (знак ночного солнца).
НИЗ:
Подоконная доска по всей длине имеет два невысоких выступа, на её нижней кромке геометрический орнамент П-образной формы.
Завершение имеет геометрический орнамент по нижней кромке, в центральной части завершения располагаются две невысокие четырёхугольные пирамидки (знаки земли?), от них к концам завершения отходят такие же по высоте и профилю прямоугольника.
«Серьги»
Цвет Голубой
Материал   Дерево
Функция   Защита от неблагоприятных погодных условий, пожелание и привлечение благ дому и домочадцам.

     Кажущаяся сложность и большая длительность процесса заполнения таблицы в будущем компенсируется наработкой навыков описания наличника, а скорость обработки и описания наличника возрастёт.
     Несколько строк о методике фотосъёмки.

Фото 2-6. Методика фотосъёмки

     Самый первый кадр — это общий план (фото 2). Постарайтесь уместить в кадр всю лицевую сторону дома. Желательно, чтобы в кадр попала табличка с названием улицы и номером дома.
     Второй кадр (фото 3) — отдельно наличник целиком.
     Третий кадр (фото 5) — навершие наличника с фризовой доской.
     Четвёртый кадр (фото 6) — подоконная доска с серьгами.
     Пятый кадр (фото 4) — боковина, желательно целиком. Если не получается уместить её в один кадр, делаем два снимка с таким расчетом, чтобы края этих снимков перекрывали друг друга.
     Итого, на дом, в основном, тратится пять-шесть кадров.
     Если есть возможность, можно сделать снимки с близкого расстояния отдельных элементов резьбы. В этот момент лучше не спешить и внимательно осмотреть наличник, чтобы не пропустить что-то действительно интересное, ведь не всегда есть возможность вернуться к объекту съёмки.
     В результате у вас получится примерно вот такая серия из нескольких фотографий, по которым уже дома, в спокойной обстановке, можно делать детальное описание наличника.
     В завершение хочется сказать следующее. Отправляясь в «поход за наличниками», возьмите с собой блокнот, пару карандашей (авторучка на морозе может отказать), точилку, рулетку на 5 м. По своему опыту, пусть и небольшому, знаю, что 3-х метровой, если цоколь дома высокий, может не хватить. Если есть возможность, неплохо иметь диктофон, так как пожилые люди, увидев в ваших руках блокнот и карандаш, могут «замкнуться» и не рассказать под запись то, что расскажут в простой беседе. Да и просто можете не успеть всё рассказанное записать, а диктофон можно незаметно включить в кармане и после, уже дома, оформить запись в текстовую форму.
     УДАЧНОЙ ВАМ ОХОТЫ!!!