Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 12 arrow а12 - Барсков ДП - Объекты мегалитической культуры на территории старообрядческой Гуслицы

Барсков Дмитрий Павлович,
кандидат технических наук,
член Союза писателей России, член Союза краеведов России,
председатель Содружества исследователей Мещерского края «ГеоШушмор»
(г. Раменское, Московская область)

ОБЪЕКТЫ МЕГАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НА ТЕРРИТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ «ГУСЛИЦЫ»

     Более 10 тыс. лет назад ледник принёс на территорию современного Мещерского края валуны с горных отрогов Скандинавии и Кольского полуострова. Период в истории человечества продолжительностью около 7 тыс. лет назван «каменным веком». Камни стали частью жизни древних людей, и ледниковые валуны со временем стали объектами поклонения, т.е. священными, объединёнными культурно-исторической традицией. Феномен священных камней в системе дохристианской культуры современными историками и археологами (А.В. Платов) рассматривается в общем контексте почитания таких камней древнейшими народами, проживавшими на обширной территории Русской равнины. При этом установлена прямая связь языческой мифологии с традиционными магическими представлениями наших пращуров. Следы тех народов, их культуры и верований смогли сохраниться лишь в виде фрагментов «каменной летописи», значительно пострадавшей от более поздних исторических и природных катаклизмов. Сменяли друг друга века и тысячелетия, происходили «переселения народов», исчезали населявшие эти земли племена, но неизменными оставались только камни — самые стойкие хранители следов исчезнувших эпох. Почитание священных камней, несомненно, уходит в неолит (новый каменный век). В этот период люди освоили технологию резки, шлифовки и сверления камня — уровень обработки камня древними мастерами был очень высок. Неолит длился с V до середины II тысячелетия до н.э. Каменному веку был характерен матриархат. В этот период люди благословляли и почитали Великую Богиню Лосиху, что зафиксировано на одном из мегалитов Мещеры в виде наскального изображения. У почитаемых камней проводились магические обряды перед охотой, рыбной ловлей и т.п. Бронзовый век, начавшийся в середине II тыс. до н.э., сохранил сложившийся образ жизни людей, основой которого являлось скотоводство. Но уже появились изготовление орудий и украшений из бронзы, строительство длинных домов, курганные и кремированные захоронения. Исторические источники указывают на то, что и древние славяне, и древние балты почитали камни. Финские народы, заселявшие территории Поволжья и Поочья, тоже поклонялись камням, деревьям, источникам, почитали священные рощи и жертвенные камни. Менялись времена, менялись племена, неизменными оставались только камни — самые стойкие хранители следов исчезнувших эпох… Культура священных камней была одним из важнейших элементов сакральной традиции славян в I тысячелетии н.э. То же самое относится к финно-угорским народам (меря, мордва, мурома, черемисы), предшествовавшим славянам (вятичи, кривичи) или проживавшим позднее рядом с ними как на территории Мещеры, так и за её пределами.
     В настоящее время российскими учеными накоплен весьма значительный массив знаний о мегалитических памятниках. Собранные сведения и материалы охватывают такие области знания, как история, культурология, этнография, археология, археоастрономия и т.д. Для рассмотрения вопроса о сакральных истоках самого феномена почитания камней Антон Валерьевич Платов называет три основные функции мегалитических памятников: во-первых, многие священные камни в сознании людей связаны с божественными или иными мифологическими персонажами. В определенных случаях следует говорить о том, что данный конкретный камень (валун) «посвящён» тому или иному божеству; во-вторых, большинство почитаемых камней являлось частью мегалитических сооружений — языческих святилищ, жертвенных капищ. Имеется немало дошедших до наших времён письменных источников и этнографических материалов о магической функции священных камней и сооружений. Материалы археологических экспедиций очень часто свидетельствуют о том, что почитаемые народом в настоящее время или ещё совсем недавно камни (валуны) в древности являлись центральными элементами мегалитических святилищ; в-третьих, многие камни и мегалитические комплексы служили в древности совершенно конкретным астрономическим целям, в основном для определения моментов наступления важных в сакральном отношении точек года — солнцестояний и равноденствий, для наблюдения восходов и заходов Солнца и Луны. Мегалитические сооружения с функциями астрономических обсерваторий были обнаружены не только в Западной Европе (знаменитый «Стоунхендж» в Англии, ряды стоячих камней Британи во Франции, кромлехи Шотландии и т.д.), но и в Восточной Европе, включая Россию (Монастырщинская стоячая плита близ впадения Непрядвы в Дон, Белозерский стоячий камень, «Цыганский камень» Куликова Поля, Конь-Камень на реке Красивая Меча и др.).
     Из всего многообразия огромной базы данных о священных камнях и сооружениях на территории Русской равнины составлена подробная единая типологическая классификация (М.Г. Шорин, А.В. Платов) мегалитических памятников рассматриваемого региона:

  • Отдельные валуны — почитаемые культовые камни, как изменённые искусственно («следовики», камни с «жертвенными чашами» и т.д.), так и неизмененные.
  • Мегалитические сооружения, сложенные из нескольких или многих камней или обработанных каменных блоков.
  • Стоячие камни (менгиры) , — как правило, обработанные, вертикально установленные камни.
  • Каменные круги — класс мегалитических сооружений, объединяющий несколько различных групп памятников — от кругов стоячих камней (хеджей) до круговых каменных выкладок разнообразных лабиринтов.
  • Астрономические обсерватории — мегалиты и мегалитические сооружения, созданные для астрономических наблюдений в культовых, магических и, возможно, хозяйственных целях.

     Чтобы отнести ту или иную группу священных камней к определенной исторической эпохе или культуре, надо использовать косвенные данные мифологии, лингвистики, геологии, самые разные исторические сведения и литературные памятники старины.
     Заповедный край Мещерской низменности до недавнего времени не рассматривался в качестве полноценного мегалитического региона, но, тем не менее, культ камней здесь до сих пор сохраняется и при этом имеет свои специфические черты, связанные с природно-географическими особенностями. Широкое распространение здесь получили песчаные гряды, которые в Шатурской Мещере называются — гривы, а во Владимирской — острова. Они имеют формы водно-ледниковых равнин с песчано-грядовыми возвышениями, на которых в послеледниковую эпоху возникли поселения «мещерских первопроходцев». Главные водные артерии Мещеры (Пра, Гусь, Колпь, Бужа, Поль и Поля) стали в далёком прошлом самыми надёжными путями-дорогами, сокращая расстояние между княжествами Древней Руси. Путь между Рязанью, Коломной и Владимиром пролегал также по лесным дорогам от острова до острова, пересекая реки, обходя озёра, минуя болотая…
     Кто сказал, что в Мещере нет мегалитов? Да сколько угодно! Нет, конечно, не в заболоченных низинах и марях, а на песчаных гривах. В древнейшие времена из множества собранных в округе камней складывали святилища — места поклонения обожествлённым силам Природы, которые в более поздние времена являлись капищами языческим богам. Отдельные валуны внушительных размеров сами служили алтарями, их обожествляли как необычные для этих мест объекты природы, как дары богов. Священные камни являлись уникальной частью культурного ландшафта Мещеры, несущего отпечатки идущей из глубины веков живой традиции взаимодействия человека и Природы. Сформировавшиеся здесь сакральные объекты мегалитической культуры являются во многом сплавом верований и представлений населявших Мещеру финно-угорских народов и славян. В местах расположения мегалитических святилищ, ритуальных камней и языческих капищ с приходом христианства возводились первые деревянные православные церкви. Однако на территории Мещеры ещё в течение нескольких столетий существовало двоеверие и сохранялись «отголоски язычества», в том числе и в форме поклонения священным камням. Очень немногое из того, что сохранилось от тех архаичных времён до наших дней, составляет одну из самых больших загадок Мещеры. Это мегалитические сооружения, выполнявшие тысячелетия назад священные, культовые и магические функции для контактов наших пращуров с вполне реальными «скрытыми силами Природы». Культ камней являлся важной частью культурного ландшафта, несущего отпечатки живой традиции взаимодействия человека с Природой, идущей из глубины веков.
     В процессе самодеятельных экспедиционных поисков возникло тесное взаимодействие группы энтузиастов Содружества исследователей Мещерского края «ГеоШушмор» по изучению обнаруженных мегалитов и валунов. Всего участниками Содружества «ГеоШушмор» (Земля Шушмора) в ходе многочисленных экспедиций 2008–2014 годов по Мещере на сопредельных территориях Владимирской, Московской и Рязанской областей открыты и исследованы десятки каменных объектов, которые можно отнести к категории уникальных памятников мегалитической культуры. К их числу относятся отдельные почитаемые камни (следовики, чашечники, межевые и пограничные валуны), каменные святилища, фрагменты языческих капищ, мегалиты с петроглифами, мегалитические сооружения. Все они с полным правом могут быть отнесены к объектам природного и культурного наследия.
     Часть территории современного Восточного Подмосковья, включавшая ещё в начале ХХ в. сопредельные земли Бронницкого и Богородского уездов — Московской, Покровского — Владимирской и Егорьевского — Рязанской губерний, называлась «Гуслицей» и являлась краем многочисленных старообрядческих поселений. На этом обширном пространстве с XVII в. существовали сопредельные Гуслицам старообрядческие уголки, хотя они не являлись частью этого края и не считали себя "гусляками". Волость Гуслица была известна со времени Ивана Калиты и просуществовала до XIX века, в котором она уже насчитывала десятки деревень, населённых старообрядцами. При этом каждое селение, что было весьма характерным для Егорьевского края, являло собой отдельный мир, зачастую совсем непохожий на мир соседнего селения. Здешний глухой край интенсивно заселялся во времена бегства старообрядцев (преимущественно бояр и стрельцов), спасавшихся от преследований за неприятие церковной реформы патриарха Никона.

 

 Чёлоховский «моленный» камень. Урочище «Старообрядческая часовня». Егорьевский район, Московская область. 2011 г.
Чёлоховский «моленный» камень.
Урочище «Старообрядческая часовня».
Егорьевский район, Московская область. 2011 г.

     Корреспондент газеты «Егорьевский курьер» Алексей Петрович Марков в статье «О чём молчат камни» от 25 мая 2011 года поведал читателям про известные камни, за которыми — столетия верований, местных легенд и сказаний.
     …Слава о как минимум двух камнях на территории Егорьевского района выходит далеко за пределы окрестных деревень. Это моленный камень близ старообрядческой деревни Чёлохово и так называемый «Змеиный камень» близ заброшенного села Шатур.
     Моленный камень в Чёлохове молва связывает со старинной церковью святого Великомученика Никиты в несуществующем ныне селе Гвоздна. Чёлоховский камень какое-то время находился на полпути из Чёлохова к кладбищу погоста Гвоздна и он мог использоваться в качестве «прощального», когда здесь делали остановку и на камень ставили гроб с покойником для прощания.

     Впервые в урочище «Старообрядческая часовня» у Чёлоховского камня участникам Содружества «ГеоШушмор» удалось побывать 4 июня 2011 года вместе с известным краеведом, исследователем Гуслицкой округи, директором школы в селе Ильинский погост Орехово-Зуевского района Юрием Александровичем Карякиным. Камень тёмно-коричневого цвета поразил необычностью формы (пирамидальная усечённая призма) и внушительными размерами (2.0 х 1.2 х 0.9 м). Боковые и торцевые грани камня несут на себе следы обработки. По классификации культовых камней его можно отнести к менгирам, то есть к камням, которые устанавливались вертикально на древних святилищах. Думается, что в далёком прошлом и Чёлоховский камень стоял вертикально. В 2008 году во время первой экспедиции нашего Содружества в районе деревни Малые Острова Собинского района Владимирской области был обследован похожий камень. Его размеры (2.0 х 1.0 х 0,9 м) и углы двух обработанных рёбер (90 градусов) очень близки к Чёлоховскому камню. Одна грань менгира из Малых Островов не обработана, и на ней чётко просматривается рукотворный рисунок «Голова Лосихи». Не исключено, что на нижней поверхности Чёлоховского камня также присутствуют древние рукотворные изображения. Чёлоховский камень в древности вполне мог являться центральным элементом святилища, а после возникновения погоста оставался «чтимым» и в качестве сакрального объекта был положен под сруб первой Никитской церкви. После упразднения погоста и переноса последней церковной постройки в Егорьевск, на кладбище, здесь, рядом с родником, была построена старообрядческая часовня. Чёлоховцы не дали использовать чтимый камень на булыжник для мощения городских улиц в ходе вывоза остальных валунов. Местное население приписывало камню чудотворные свойства и поэтому к нему всегда было особое отношение.

«Прощальный» придорожный камень с волнообразной боковой поверхностью между д. Сабанино и с. Шатур. 2013 г.
«Прощальный» придорожный камень
с волнообразной боковой поверхностью
между д. Сабанино и с. Шатур. 2013 г.

     О «Змеином камне» впервые поведал в своей книге (Дозорная книга. История шатурских деревень. Книга первая. 1995. С. 55–56) ныне покойный шатурский краевед Виктор Михайлович Казаков:
      География поселений складывалась в языческие времена. И сегодня с определённой долей вероятности мы можем сказать, где стояли капища и святилища верховных жрецов, шаманов и волхвов. Вот их предположительные местонахождения:
     Шатур — капище змеиному богу по имени Ур.
     Тугалес — святилище верховного жреца богу Перуну.
     Кобелево — капище богине судьбы Кобелии.
     Власово — святилище скотьему богу Велесу.
     Баженово (Бажаново) — капище змеиной богине Урице.
     Дмитровский Погост (Чисмора) — Даждьбогу.
     Дуброва, Погостище, Радовицы, Радушкино — Яриле.
     Этот ряд можно продолжить…


     Утверждения В.М. Казакова — довольно смелые, но во многом спорные, требующие уточнений и разъяснений. Бог — в славянской мифологии название высшего существа, которое может дать человеку долю, счастье (родственно названию «Богатство» и т.п.), противопоставляется Небогу, приносящему несчастье, обездоленность. Слово Бог выступает в качестве второй части многих названий славянских божеств: Белбог, Чернобог, Даждьбог, Стрибог, Огнебог, Спасибог, Числобог… Многие боги имели свои собственные имена и функции.
     Есть известный литературный источник, где перечисляются славянские божества — «Велесова книга». В августе 1919 года белогвардейский полковник Али Изенбек нашёл в разгромленном имении дворян Задонских в Курской губернии деревянные «дощьки» с вдавленными на них письменами. Они были впоследствии названы «Велесовой книгой», т.к. одна из дощечек была посвящена богу Велесу. Эта языческая летопись создавалась несколькими авторами на протяжении веков, и её последняя часть была закончена в IX веке новгородскими волхвами — жрецами Велеса. В ней перечисляется свыше восьмидесяти богов и божеств. Есть более поздние источники, в которых помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род и Рожаницы) или с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома). Есть божества, известные из менее надёжных источников (Троян, Переплут, Лель, Полель, Позвизд). Некоторые языческие божества вообще являются созданиями так называемой «кабинетной мифологии». Не стоит утомлять читателя перечислением всех источников, где называются славянские боги и божества, но, поверьте, ни в одном из них даже не упоминаются змеебоги по имени Ур и Урица! Тем интереснее раскрыть подоснову появления этих мифов. В нашем болотистом и озёрном крае змей, ужей, медянок, ящериц, тритонов и прочих земноводных полным-полно! Конечно, эти твари всегда вызывали у людей страх и отвращение, плодили слухи-страшилки, байки-сказки, легенды-мифы, заклинания-задабривания. А ещё можно предположить, что эти «божества» приблудились к нам каким-то образом из других стран. В египетской мифологии, например, прабожество Атум в конце мира должно вернуться в виде злой змеи Урей в хаос, из которого оно некогда возникло. Кстати, символ священной змеи Урей использовался на головном уборе фараонов в качестве знака священного царя. Не отсюда ли «родился» змеиный бог Ур и богиня Урица краеведа В.М. Казакова? И все же необходимо заметить, что змеепоклонство, распространённое у многих народов, никогда не было свойственно духу русского народа. В славянском былинном эпосе народ всегда выходил на борьбу с чудовищем-змеем, высылал против него своих могучих сыновей-змееборцев. Тогда же и зародились сказы-былины про борьбу Добрыни Никитича со Змием Горынычем, Алёши Поповича с Тугариным Змеевичем — сыном Змия Горыныча, про борьбу Егория Храброго со змием лютым, огненным драконом. Егорий Храбрый — он же Георгий Победоносец, красуется на гербе Москвы и города Егорьевска. В календаре древних славян есть два праздника, во время которых вспоминают змей: 25 марта — время, когда «на юрьеву росу» выгоняют скот, земля становится теплой, можно начинать сельскохозяйственные работы, змеи выползают из-под земли; 14 сентября (ст. ст.) — конец сельскохозяйственных работ, уход змей под землю. В период христианства на Руси змей стали чествовать на Юрьев день — 23 апреля… И хватит о змеях, поскольку со змеиным богом Ур в Мещере, являющим собой плод «местной мифологии», поскольку картина становится ясной даже непосвящённому читателю. С другой стороны, необходимо прояснить смысловое значение палеотопонима древней Мещеры — Шатур. Известный краевед, журналист и писатель Николай Дмитриевич Чистяков даёт ключ к разгадке наименования древнего села, давшего название городу энергетиков — Шатуре:
      Истоки этого названия кроются в глубине тысячелетий. Во времена индоевропейской общности народов праславянский и праиндийский языки были настолько близки друг другу, что многие учёные считают их диалектами одного и того же языка. На языке индийской культуры — санскрите — около трёх тысяч лет назад была написана «Ригведа» (то есть Ричведа=Речведа=«речеведение», в буквальном переводе «знание речи»), и другие известные книги ведической культуры Индии. В санскрите есть слово «чатур», означающее «четыре». В цыганском языке, относящемся к индийской группе индоевропейских языков, слово «штар» также означает «четыре». А теперь поставим рядом слова из родственных языков: Чатур — Штар — Шатур. Они очень близки по звучанию. А то, что «чатур» в нашем языке превратилось в «шатур», вполне естественно: чередование ч/ш — одно из самых распространённых в русском языке. Итак, перед нами праславянское «чатур», означающее «четыре». Но что именно подразумевается под этим «четыре»? Ответ на интересующий нас вопрос мы находим на карте: с возвышенности, на которой расположено село Шатур, берут начало четыре реки: Поля и её приток Вичушка, Цна, Шувойка. Итак, Шатур (Чатур) можно растолковать как «четырёхречье», «четвёртая река», «поселение на четвёртой реке» .
     И никакой лингвистической подосновы «змеиного» смысла в названии Шатур нет и быть не может. А теперь вернёмся к так называемому «Змеиному камню», который таковым не является ни по одному из рассмотренных выше критериев. А поскольку В.М. Казаков его точное местонахождение не указал, то приезжие энтузиасты приняли за него придорожный камень в болотистой низине на полпути между селом Шатур и деревней Сабанино, известный издавна местным жителям под названием «прощального». К этому камню открылось настоящее паломничество, люди едут издалека посмотреть камень-жертвенник древнего языческого капища змеиного бога Ур, о котором совершенно безосновательно, не указав первоисточники информации, поведал в своей книге В.М. Казаков. Однако следует разочаровать участников многочисленных экскурсий — камень нашли совсем не тот, а настоящий «Змеиный камень» покоится где-то в глубине мещерских лесов вдали от людских глаз… Да и сам В.М. Казаков говорил о валуне внушительных размеров. Во всяком случае, тот небольшой камень, который участники нашей экспедиции увидели около Сабанино, не производит такого впечатления — не более одного метра в длину и полуметра в высоту, а верхний выступ — шириной около 30 см. Приходский священник иеромонах Лаврентий (Пустовалов) после проведения опроса старожилов деревни Сабанино сообщил, что по местной традиции раньше покойников носили хоронить из Сабанино на погост Шатур по лесной дороге и у «прощального» камня делали остановку. Там же, поблизости, в лесу располагалась маленькая часовня.
     О более раннем периоде в истории существования придорожного камня между селом Шатур и деревней Сабанино наглядно свидетельствует его волнообразная боковая поверхность, говорящая о его культовой принадлежности к «погребальным» или «могильным». Подобные «волновые» камни, обнаруженные на древнейшем кладбище «Заколпского некрополя» и погребениях «Нуксорского могильника» в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области, а также среди кладбищенских мегалитов существовавшего с незапамятных времён святилища на Сергиевой горе (Чернолесье) в Егорьевском районе, подтверждают ритуальную культовую принадлежность бывшего «Змеиного камня».
     К югу от Егорьевска есть отдельные холмы, достигающие отм. 168 и 216 м. Эти возвышения составляют в центре района «моренный остров», протянувшийся на 40 км с юга на север от деревни Тимшино до села Знаменское. Он образовал четыре склона, с которых стекают основные реки района: Цна, Гуслица, Медведка и Поля. Холмы для Мещерской низменности являлись объектами сакральной географии, местами поклонения могучим и совершенно реальным «скрытым силам Природы» и на них с древнейших времён располагались мегалитические сооружения — святилища и капища. Основу этих сооружений составляли священные камни с выполнением ими как магических, так и мифологических функций. Многие священные камни были связаны с божественными или мифологическими персонажами, являлись жертвенниками или иными элементами языческих святилищ. Особый интерес представляет холм «Сергиева Гора», на вершине которого издревле располагался погост Сергиевский с храмом преподобного Сергия Радонежского и теплой церковью во имя иконы Божией Матери Тихвинской. На месте погоста существовало древнее приходское православное кладбище, которое постепенно было сплошь заполнено современными захоронениями. Обе деревянные церкви в 1930-е годы были закрыты, а затем разобраны. В настоящее время на месте погоста Сергиевский расположен современный посёлок Чернолесский, где возник лесопильный цех по переработке леса лиственных пород, называемого «чёрным лесом» — отсюда и необычное название этого поселения.

«Волновой» камень на старом кладбище. Сергиева Гора, Егорьевский район, Московская область. 2013 г
«Волновой» камень на старом кладбище.
Сергиева Гора, Егорьевский район,
Московская область. 2013 г.

     Участники экспедиции Содружества «ГеоШушмор» 19 мая 2013 года посетили территорию древнего погоста, где по информации корреспондента газеты «Егорьевский курьер» А.П. Маркова имеется скопление нескольких десятков кладбищенских валунов «от старых погребений». Наличие большого количества камней, да ещё в таком сакральном месте, вызвало повышенный интерес, но, как говорят, действительность превзошла наши ожидания… При проведении оценочного подсчёта оказалось, что в проходах между оградами, около стволов деревьев, у могильных памятников находится около 200 валунов(!) различных размеров, формы и цвета. Зафиксированы более десятка камней-алтарей и камней-жертвенников (плоские плиты и «столы» со следами ручной обработки), а также сакральная пара — камень у основания дерева, валуны в форме полушария и др. Для получения более полной информации о скоплении мегалитов на «Сергиевой Горе» необходимо проведение специальных исследований. Однако самый главный вывод сделан сразу после первого посещения погоста Сергиевский — это сакральное место в древности являлось уникальным мегалитическим комплексом — Святилищем, включавшим в себя сооружения — Капища, поклонные и почитаемые священные камни, и, по всей вероятности, каменную астрономическую обсерваторию — аналог Кривандинского мегалитического комплекса в соседнем Шатурском районе, только гораздо большего масштаба. Измерения напряжённости магнитного поля Земли показали, что результаты превосходят естественный фон на 50%, то есть «Сергиева Гора» являет собой одно из мест «природной Силы». Проявления аномалий умели «чувствовать» наши пращуры и создавали на таких местах свои протохрамы.
     Древнее кладбище старообрядческой деревни Тимшино расположено на вершине холма с отм. 212 м. Там обнаружены остатки мегалитического сооружения — 8 валунов, среди которых камень-жертвенник. До «Сергиевой Горы» от «старообрядческого холма» по прямой всего три километра… «Волновой» камень на старом кладбище.

 Сергиева Гора, Егорьевский район, Московская область. 2013 г. Камень с волнообразной поверхностью на старообрядческом кладбище. Деревня Коротково, Орехово-Зуевский район, Московская область. 2014 г.
Камень с волнообразной поверхностью на старообрядческом кладбище.
Деревня Коротково, Орехово-Зуевский район, Московская область. 2014 г.

     Большой интерес представляет старообрядческое кладбище возле деревни Коротково неподалеку от г. Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района. Краеведы-исследователи старообрядческой Гуслицы Ю.А. Карякин и Галина Анатольевна Карпова совместно с представителями Содружества «ГеоШушмор» осуществили 21 июня 2014 года экспедицию с целью детального обследования территории этого кладбища, на котором местные краеведы обнаружили несколько валунов внушительных размеров. В процессе поисковых исследований были обнаружены 38 валунов различной формы и размеров, произведены их инструментальные обмеры, азимутальная и плановая геодезическая привязка на местности. Среди многообразия зарегистрированных «каменных объектов» был обнаружен совершенно уникальный валун продолговатой формы с «волновой» поверхностью. По результатам геодезической съемки были определены координаты всех 38 объектов от теодолитной станции: расстояние (в метрах), азимут относительно магнитного меридиана (в угловых градусах и минутах) и составлен топографический план в масштабе М 1:200 с нанесением на основу всех валунов, а также нескольких «реликтовых» сосен и елей с диаметрами стволов около 1,0 метра (возраст таких хвойных деревьев составляет не менее 250 лет).
     В процессе экспедиций участниками Содружества «ГеоШушмор» мегалиты с волнообразной поверхностью были обнаружены и на сопредельных территориях Мещерского края: в Шатурском районе Московской области, Гусь-Хрустальном и Судогодском районах Владимирской области.
     По результатам первичного анализа материалов исследования «каменных» объектов можно сделать следующие выводы:

  • на территории «старообрядческой Гуслицы» расположены объекты мегалитической культуры, относящиеся к эпохе каменного века;
  • к подобным объектам могут относиться как отдельные культовые камни (Чёлоховский камень), так и остатки мегалитических сооружений (скопление валунов на старообрядческом кладбище);
  • мегалиты с наличием волнообразных поверхностей являются признаками неоспоримой принадлежности к культовым ритуальным сооружениям.
  • мегалиты с наличием волнообразных поверхностей встречаются только на территории Мещеры и сведения о наличии таких камней в других регионах России или Западной Европы отсутствуют.