Рыбин Михаил Евгеньевич,
краевед-исследователь,
г. Куровское

ВКЛАД В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ
3. Имя героя-земляка

«Это могучий рослый человек,
со сросшимися бровями и чёрными глазами,
длинным, острым орлиным носом.
Его зовут Арсен, как грузина, хотя он
чистокровный русский - Арсений».

Александр Фадеев,
записные книжки «Люди войны»

     Изучая историю любого региона страны, открываешь для себя малоизученные и забытые имена и понимаешь, что этими людьми по праву можно гордиться и ставить в пример молодому поколению. Не исключение и наш Орехово-Зуевский район. В моем очерке пойдёт речь об одном из таких героев, которого хорошо помнят в Раменском районе Московской области, в Калужской области, в Белоруссии. А у нас про него забыли, хотя здесь проживают его родственники и похоронены многие его предки.
     Но сначала я расскажу про тот край, откуда происходят, так скажем, его истоки. В юго-западной части Орехово-Зуевского района находится Соболевское сельское поселение. Это поселение граничит с Воскресенским, Раменским и Павлово-Посадским районами. А также с Давыдовским и Ильинским поселениями. Главная река этого края – Нерская. Основной приток реки Нерской - река Гуслица. От реки Гуслица пошло название старинного старообрядческого края, куда входят деревни этого поселения. Уроженцами этой части района были два Героя Советского Союза. Это Дёмин Никита Степанович из д. Молоково, а также Банцекин Василий Николаевич из д. Лашино.
     С этим регионом близко связаны и мои корни. Мой прадед по отцовской линии Буслаков Петр Леонтьевич был уроженцем д. Лашино. А его супруга, моя прабабушка, которую звали Чурилина Анна Ивановна, была родом из д. Асташково. Занимаясь исследованием рода Чурилиных, я собрал большой и интересный материал. Этот род дал нашему государству много хороших и просто умных людей, среди которых были инженеры, архитекторы, медицинские работники, служащие и просто рабочие. А также Герой Советского Союза, прославленный лётчик Чурилин Арсений Павлович (1909-1957).

     На фарфорово-фаянсовых фабриках «Товарищества М.С.Кузнецова» работало много выходцев из Гуслицкого края. Среди служащих могу назвать крестьянина д. Асташково Хромова Степана Куприяновича, который в течение 18 лет заведовал технической частью всего товарищества, а также работал управляющим различных фабрик. В ЦИАМ в фонде 20 оп.2 в д.1341 есть списки лиц, которые представлялись к почетным наградам по XIV отделу Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в г. Нижний Новгород.
     По товариществу Кузнецова М.С. упоминается и Хромов Степан Куприянович. Многие его родственники также работали в фарфоровой промышленности и занимали руководящие посты. Хотел бы здесь отметить, что Матвей Сидорович помимо коммерческого, предпринимательского таланта обладал еще одним важным для фабриканта-хозяина качеством — умением работать с людьми. Причем для него не имело значения, какого сословия человек. Вот поэтому многие крестьяне добились немалых успехов в своей профессиональной деятельности. Хромов Степан Куприянович был одним из первых жителей деревни, кто стал работать у Кузнецова. По его рекомендации в товарищество пришёл и другой его односельчанин, брат моего прапрадеда Чурилин Прохор Васильевич. Он попадает на фарфорово-фоясовой завод в Риге и переезжает туда со своей семьей. Старший его сын Чурилин Павел Прохорович тоже работал на этом заводе в должности счетовода. Его супруга Екатерина Михайловна была домохозяйкой. 16 мая 1909 года (по новому стилю) в их семья родился первый сын, которого назвали Арсений.
     Началась Первая мировая война. Павел Прохорович уходит на фронт. В связи с приближением немецких войск большая часть русского населения Прибалтики эвакуируется в другие регионы России. Супруга Чурилина Павла Прохоровича Екатерина Михайловна с двумя детьми перебирается на другой завод в с. Песочня (ныне г. Киров) Калужской губернии. Ранее эта фабрика принадлежала купцам Мальцевым. Но в 1898 году Кузнецов взял её в аренду, а затем в 1911 году выкупил. Чурилин Прохор Васильевич в это время выходит на пенсию и переезжает в родную д. Асташково. На Слободке он выстраивает новый дом, т.к старый был уничтожен пожаром, в результате которого сгорела большая часть деревни. В 1918 году отец Арсения приходит с войны и вплоть до своей смерти в 1927 году работает на фаянсовой фабрике.
     В с. Песочня (ныне г. Киров) будущий герой получил среднее образование, а также закончил профтехшколу в 1926 году. После окончания этого учебного заведения он поступил работать слесарем на фаянсовую фабрику. С 1927 году являлся членом Ленинского комсомола, а с 1931 года членом партии. Во время работы на фабрике вёл активную общественную работу. В 1932 году был призван в Советскую Армию, которая круто изменила его судьбу. Его направляют учиться в Одесскую военную школу лётчиков. С этого момента начинается его профессиональная карьера, и именно с авиацией он свяжет свою дальнейшую жизнь.

Чурилин Арсений Павлович в начале боевого героического пути
Чурилин Арсений Павлович в начале боевого героического пути

     Прошло несколько лет после окончания лётной школы. 12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209, экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях. Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. Арсений Павлович принимал участие в розысках потерпевшего катастрофу самолета С.А.Леваневского и был вторым летчиком ТБ-3 в экипаже А.А. Курбана. В 1939 году участвовал в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол, Монголия. За Халхин-Гол он получил орден Красного знамени (Указ Верховного Совета СССР от 08.XI.1939 года).

На   Халхин-Голе. 1939 год
На Халхин-Голе. 1939 год

     Началась Великая Отечественная война. К этому времени он опытный и уважаемый лётчик в звании старший лейтенант, служит на авиационной базе в Монино. 29.06.1941 года их командующий полковник В.И.Лебедев получил приказ И.В.Сталина о формировании полка особого назначения. Полк формируется в период 03.07. по 19.07.1941 года в Монино. Здесь проходит теоретическая и тренировочная подготовка в барокамерах. А в Казани они получили материальную часть и в течение месяца осваивали ТБ-7. Полк был назван 412 тбап и вошёл в состав 81 бад 3 ад дд. Основу его составляла 2-ой аэ 14 тбап. Вскоре нумерацию полка изменили, и с конца июля 1941 г. он стал называться 432 ап дд. Затем полк базировался на аэродроме Коврове Ивановской области.

Военный лётчик А.П. чурилин за штурвалом
Военный лётчик А.П. чурилин за штурвалом

     Утром 10.08.1941 г. 8 ТБ-7 (с дизелями М-40Ф) полка перелетели на аэродром Пушкино и вечером взяли курс на Берлин. Семь из восьми самолетов бомбардировали военные объекты противника и сбросили листовки. Один ТБ-7 потерпел катастрофу на взлете, еще четыре были потеряны вследствие повреждений от зенитной артиллерии. Вернулись только три ТБ-7. В авиационном рейде на Берлин вторым пилотом в экипаже А. А. Курбана (штурман Г. Молчанов) был Чурилин Арсений Павлович. За первый вылет на Берлин он был награжден орденом Красного знамени, после чего совершил 63 боевых вылета, большинство из них в экипаже майора А. С. Додонова. В период наступления немецких войск на Москву, с 07.09 по 29.10.1941 г он в составе своей эскадрильи наносил удары по коммуникациям и ж.д. узлам Орша, Псков, Старая Русса, Новгород, Рославль, Смоленск, по войскам и технике противника на Калининском направлении, бомбил мосты через Волгу в районе Калинина. Осуществлял рейды на Кенигсберг (5 вылетов), Данциг (1 вылет), Бухарест (1 вылет), Варшава (2 вылета). В Ленинград он доставлял продукты, а оттуда вывозил женщин и детей.
     03.12.1941 г. его полк переименован в 746 ап дд. Основной состав базировался на Ивановском аэроузле, а в качестве промежуточной посадочной площадки использовался аэродром ЛИИ в Кратово. С 20.04.1942 г. он стал основным аэродромом базирования до 30.05.1944 года. В феврале 1943 года во время полёта со штурманов Владимировым Арсений Павлович, видя слабое противодействие противника, снизился до 1200 метров вместо заданной 3200 метров и своим бомбометанием вызвал два сильных взрыва. В марте 1943 году Чурилину было присвоено воинское звание капитан, и он был назначен командиром экипажа. В ночь на 13 апреля 1943 года во время бомбардировки Кенигсберга прямым попаданием был поврежден мотор самолета Чурилина, вследствие чего мотор заклинило. Второй мотор был повреждён, и на полпути к аэродрому также отказал. Но Арсений Павлович не растерялся. Резко теряя высоту в районе цели из-за отказа мотора, всё же успешно бомбардировал цель, что подтвердили другие экипажи, и благополучно привёл самолет на свой аэродром на двух моторах. Этим он спас жизнь экипажа и сам самолёт.

А.П.   чурилин в экипаже корабля
А.П. чурилин в экипаже корабля

     28.04.1943 года совершил вылет по спецзаданию в Венгрию, где был выброшен десант с грузом. В этом полете он снизился до минимальной высоты для того, чтобы как можно лучше и точнее высадить десант в указанное место.
     К концу октября 1943 года Чурилину присвоили звание майор. В это время он совершил 146 ночных боевых вылетов с налётом 630 часов 20 минут на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу Германии. Он был отличным лётчиком, летал в любых метеоусловиях днём и ночью. Благодаря его мастерству, мужеству и выдержке он не раз спасал жизнь экипажа. Трижды садился на свой аэродром с бомбами при отказе одного из моторов по вине матчасти. Экипаж гвардии майора Чурилина имел много успешно выполненных боевых заданий, в частности, по бомбометанию. Так, например, при бомбардировании ж.д. узла ст. Льгов в Курской области 04.02.1943 года экипаж Арсения Павловича снизил высоту бомбардирования до минимальной, отлично поразил цель, применил бортовое оружие, в результате чего возникло много пожаров и взрывов. Аналогичные случаи были при бомбардировании ж.д. узла ст. Невель в Псковской области 16.01.1943 года. После сброса бомб с самолета Чурилина возник взрыв большой силы и пожар. Несколько раз экипаж Чурилина ходил осветителем цели, и благодаря хорошему подсвету другие экипажи поражали свои цели.

А.П.   чурилин со своим полком
А.П. чурилин со своим полком

     Полк, где служил майор Чурилин А.П., преобразован приказом Наркома обороны СССР от 18.09.1943 г. в 25 гап дд. Гвардейское знамя вручено 02.11.43 г. Приказом НКО СССР от 27.05.1944 г. полку присвоено почетное наименование Орловский. В марте-апреле 1945 г. личный состав полка занимался восстановлением перегонкой севших на вынужденные посадки в Венгрии, Югославии и Польше американских бомбардировщиков B-17 и B-24. За боевую работу в годы войны полк шесть раз удостаивался благодарности Верховного Главнокомандующего. С 02.01.1946 г. полк носит номер 203 и существует по настоящий день.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии майору Чурилину Арсению Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3342). Так же он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени и дугами медалями.

А.П.   чурилин. 1946 г.
А.П. чурилин. 1946 г.

     После окончания Великой Отечественной войны он продолжает военную службу в должности командира эскадрильи одного из гвардейских тяжелобомбардировочных авиационных полков.
     В 1947 году подполковник Чурилин по состоянию здоровья уходит в запас.
     Во время дислокации авиационного полка в п. Кратово Московской области в начале 1943 года его свела судьба с местной жительницей Вороцковой Софьей Александровной. У неё рос маленький сын Лев, а муж Вороцков Арсений Александрович умер от ран в госпитале. Они полюбили друг друга с первого взгляда и вскоре поженились. Здесь Арсений Павлович и прожил до конца своей жизни. До своей смерти в 1957 году он занимал должность председателя местного поселкового совета и при этом проводил большую общественную работу. После его смерти увековечиванием памяти занялась вдова Софья Александровича, благодаря которой в честь мужа были названы улицы в п. Кратово и в белорусском г. Барановичи. Кировский индустриально- педагогический колледж в г. Киров Калужской области тоже получил имя героя. Там же был открыт мемориальной музей. В 2010 году в Кратовской школе №28 состоялось открытие мемориальной доски, посвященной Герою. На площади Победы в городе Раменское у Вечного огня установлена гранитная плита, на которой высеченного его имя. Сам Чурилин Арсений Павлович похоронен на мемориальном кладбище г. Жуковский.

Могила   и обелиск в г. Жуковский
Могила и обелиск в г. Жуковский

     Я считаю, что имя этого человека и на нашей земле тоже должно быть увековечено, например, в д. Асташково.

     При написании статьи использованы материалы наградных листов ГЕРОЯ СССР Чурилина Арсения Павловича, хранящиеся в ЦАМО (г. Подольск). А также другие документы и материалы из семейного архива Героя.


Читайте также другие статьи Рыбина М.Е. в выпуске этого альманаха: