Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 11 arrow а11 - Хромов СВ, Зорочкин СИ - Обережные символы домовой резьбы

Хромов Сергей Владимирович,
экскурсовод МБУК,
Орехово-Зуевский районный краеведческий музей;
Зорочкин Сергей Иванович,
педагог дополнительного образования,
Центр детского творчества г.Куровское

ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ

ОБРЕЖНЫЕ СИМВОЛЫ ДОМОВОЙ РЕЗЬБЫ

     

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
С. Есенин

     «Всё течёт – всё движется». Это выражение слышал каждый из нас. Со временем меняются природа, стиль и образ жизни. Иногда это происходит быстро, иногда медленно и незаметно. Да так вот исподволь, что и не верится, что раньше было совсем не так, совсем иначе, по-другому. Но некоторые осколки старинного быта сохраняются, подстраиваясь под новую жизнь, зачастую получая при этом новый смысл и трактовку.
     Мы говорим «спасибо» и «благодарю» и уже не видим разницы между этими выражениями. Печём на масленицу блины; говорим «Чур, моё!», если хотим взять себе что-то найденное или занять свободное место. Почему именно так? Да потому что… Потому что так принято, так ещё наши деды и прадеды поступали…
     Но ещё в школе нам объясняли, что просто так ничего не бывает. Просто некоторые действия стали для нас такой давней обыденностью, не требующей объяснений, что побудительная причина, изначальный смысл этих действий канули в лету, забылись. В математике это называется аксиомой, а в жизни – обычаем, традицией, культурой.
     Одной из частей русской культуры является домовая резьба. С седой старины до настоящего времени стыки конструктивных элементов жилых домов (например, между крышей и стеной, между стеной и рамой в оконном проёме или стеной и косяком в дверном), а также и других деревянных строений прикрывались причелинами, наличниками. Кроме своей основной функции – предотвратить проникновение внутрь помещения холода, влаги, сквозняков - они являются ещё и украшением.
     Посещая деревни или попадая на окраины небольших старинных городов, многие сейчас восхищаются красотой деревянных кружев, сожалея при этом, что красивых резных деревянных наличников остаётся всё меньше. Их вытесняют более дешёвые пластиковые окна, с успехом выполняющие первую функцию – защитную, потеряв при этом вторую. Лишённые главного своего украшения, обшитые пластиком, дома стали безликими, потеряли свою индивидуальность и неповторимость.
     А вот о третьей функции наличников, резного узора на них, знают немногие. Большинство наших современников даже не догадывается, что изначально покрывающие дерево узоры предназначались не столько для красоты, сколько они должны были оберегать, охранять жизнь и добро владельцев дома.

Наличник и его конструктивные элементы

Наличник и его конструктивные элементы
 
Рис.1.
Обязательные элементы:
1. Карниз. 2. Фризовая доска. 3. Боковина. 4. Подоконная доска.
Дополнительные элементы:
5. Навершие, или кокошник. 6. «Уши». 7. Подзор, или завершение. 8. «Серьги». 9. Фигурки.

     Несмотря на кажущуюся простоту, наличник – это сложное по конструкции сооружение.
     Каким бы по внешнему виду наличник ни был, у него всегда имеются четыре основных элемента. (рис. 1)
     Параллельно плоскости стены располагаются две вертикальные доски - боковины (3),  две горизонтальные доски, фризовая (2) и подоконная (4). Не путать её с подоконником, который находится не снаружи, а внутри помещения.
     Сверху их прикрывает прикреплённый под углом к стене карниз (1). Его функция – защита от попадания в возможные щели стекающей по стене дождевой воды. Карниз изготавливают из одной или двух досок, во втором случае верхняя доска делается несколько больше нижней, но встречаются и исключения.
     Красоту, разнообразие, а зачастую и неповторимость наличникам придают такие дополнительные элементы, как «уши» (6) и подзор, или завершение (7), навершие, или кокошник (5), расположенные по бокам кокошника, а иногда, дополнительно, и по его центру фигурки берегинь (9). Иногда на месте фигурок берегинь могут тут могут размещать что-то другое, например, звериные знаки, знаки солнца. По бокам подзор ограничивают «серьги» (8). Иногда серьги настолько неярко выражены, что создается впечатление их отсутствия. Часто «серьги» выглядят как продолжение боковин.
     Дополнительные элементы могут присутствовать как все вместе, так и по отдельности. Наличие или отсутствие их полностью зависит от фантазии и умения мастера.

Мой дом – моя крепость.
Английская поговорка

     Нашим далёким предкам было свойственно заселять окружающий мир всевозможными божествами и духами. По верованиям древних людей, одни из них были добрыми – таких надо было приманивать, другие – злые, этих надо отгонять или, если отогнать не получится, то хоть как-то защититься, отгородиться от них. Забор вокруг дома убережёт от хищных зверей. Стены и крыша укроют от непогоды. Очаг, печь дадут такое желанное в долгую зиму тепло, обеспечат горячей пищей. От духов спасали только заклинания, амулеты и обереги, как призывающие, так и охранные. В результате, чтобы полностью обезопасить внутренние помещения дома и себя в нём, дом нужно превратить в материализованное магическое заклинание, способное противостоять нечисти и привлекать благости.
     В конце 10 века Русь принимает крещение, язычество стало подвергаться гонениям, но оказалось, что невозможно добиться победы только запретами, что не так-то просто вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Процесс христианизации Руси продолжался на протяжении нескольких столетий, в результате чего русское православие, по крайней мере, в народном представлении, превратилось в своеобразный симбиоз христианства византийского толка и славянского язычества. Многие христианские праздники своими корнями уходят в глубины языческого мировоззрения славян, и, как результат,  в церковных обрядах произошло замещение некоторых прежних понятий новыми, а старым символам  была дана новая трактовка. Так, например, щука – один из символов мерянского речного бога, становится рыбой – символом Христа, а также апостольским символом святых Андрея и Петра - крестителя Скифии, то есть Руси.
     В конце 18 века в искусстве, литературе и архитектуре России господствует эпоха классицизма. Входят в моду старые легенды и мифы, причём не только (и не столько) славянские, но и античные, западноевропейские. Стены дворцов, дворянских усадеб покрываются гипсовой лепниной или резьбой по дереву с изображениями непривычных для крепостных крестьян амуров, павлинов, единорогов, винограда…
     Эпоха классицизма и пришедшая ей на смену эпоха романтизма– это ещё и время расцвета в дворянской среде мистики, вот и получает домовая резьба новые мотивы-обереги. А так как строители – свои же крепостные, то нет-нет, да и стали появляться эти элементы на фронтонах и наличниках крестьянских и купеческих домов, выступая в роли модных декоративных элементов.
     К этому времени в крестьянской культуре сакральный, охранительный смысл изображения уже начинает теряться. Мастера выполняют работу не только по традиции, «как пращуры велели», но и с учётом пожеланий заказчика, с учётом моды на тот или иной орнамент.
     В наше время обережные свойства домовой резьбы забыты большинством населения. В результате на новых домах можно встретить такие построенные не по канонам узоры, которые не защищают, а, наоборот, призывают несчастья.
     Один из примеров - Берегини, перевёрнутые вверх ногами, или присутствующие в узоре знаки карточных мастей. А источники православной и, в особенности, староверческой литературы называют использование этих символов святотатством. Кстати, и при гадании на картах пиковая масть означает ссоры и проблемы.

***

     Так всё же, что обозначают домовые символы? Что и от кого они охраняют?
     Давайте попробуем их расшифровать. При этом следует помнить, что верхняя часть наличника (фризовая доска и кокошник) символизировала небо, нижняя часть, или подоконная доска, – землю, а боковые доски (боковины) – связь неба с землёй. Кроме того, верхняя часть композиции считалась дневной, а нижняя, соответственно, ночной, так как солнце на ночь опускалось под землю. Иногда боковины выходят далеко за нижний край подоконной доски (как на рисунке). В этом случае на выступающей части помещают символы, относящиеся к подземному, Навьему миру.

     То же самое можно сказать и обо всей композиции общедомовой резьбы.

Макошь

 

     Женская ипостась Велеса, его сестра, супруга. Главная функция – прядильщица судьбы. Одна из её ипостасей – Берегиня (от слова «беречь»). Покровительница женских рукоделий – прядения, ткачества. Изображение Берегини обычно размещается в центре верхней части наличника. Её фигура обычно сильно стилизована, часто тело образовано сплетением растений, змей и т.п., но в любом случае можно угадать голову, раскинутые руки и ноги. (рис. 2)
     Если руки подняты – просьба дать небесную воду и свет, с опущенными руками – обращение к Матери Сырой Земле (кстати, ещё одна ипостась Макоши) с просьбой об урожае. (рис. 3) Нередко в теле Берегини помещали росток (крин) – символ зарождения жизни, плодородия. Иногда на кокошнике по бокам Берегини либо на боковых досках располагают ещё две женские фигурки – Рожаницы.

     Их изображение связано с культом предков. То ли жёны, то ли дочери Рода. Отвечали за благополучие патриархальной семьи – рода (племени).

     Нередко Род и Рожаницы олицетворяли духов умерших предков (Чур, Щур). Их изображение - это защита «своих» от любых посягательств со стороны, а также накопление достатка и сохранение традиций. Если Берегиня окружена драконами, то, скорее всего, это мерянская богиня вод – покровительница тех, чья жизнь связана с рекой, морем. В христианстве Макошь заменяется Параскевой Пятницей.

Рис.2. Рис.3. Рис.4.
Рис.2. Рис.3. Рис.4.
Звезда Рожаниц

Солнечные знаки (огненные, солярные)

 

     И в язычестве, и в христианстве солнце противостоит тьме. Причём солнечный свет не просто останавливает нечисть, он её уничтожает или хотя бы изгоняет. Таким образом, солярные знаки – это защита от зла. Кроме того, без солнца не растут растения, нет пищи ни животным, ни людям. Так что это ещё и пожелание материального благополучия, но всё же главная функция солярных знаков – защита.
     Солнечные символы очень разнообразны по форме и исполнению, особенно если учитывать многовековые стилизации и упрощения. Самый древний из них – это коловрат, то есть крест с загнутыми концами. Часто его помещают в круг. Различают более 140 разновидностей солнечного колеса, каждая из которых подчёркивает какую-либо сторону солнечной функции.

Рис.5. Рис.5. Грозовик. Защищает от непогоды. Рис.6. Рис.6. Громовик. Над дверью – защита от злых помыслов входящих, на наличнике – от сглаза.
Рис.7. Рис.7. Огневик. Символ Рода – защита от упырей и навий. Рис.8. Рис.8. Яровик. Обычно, на постройках и воротах – защита собранного урожая и домашнего скота.
Рис.9. Рис.9. Перунов знак. Отводит молнии. Рис.10. Рис.10. Знак Сварога. Пожелание высшей справедливости и мудрости.
Рис.11. Рис.11. Защита от внешних воздействий, в христианстве – крест-боттони, защита от нечисти. Рис.12. Рис.12. В христианстве знаки Перуна и Сварога преобразуются в розетку, это и общий символ солнца, и пожелание удачи.

     Нередко коловраты объединяли в комплексы – лабиринты (рис. 13,14). Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.

Рис.13. Рис.14.
Рис.13. Знак рысич. защита от тёмных сил Рис.14. Рубежник, разделяет Явь и Навь с правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные законы.
Рис.15. Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток (рис. 15)

     Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце в этом случае изображали вот так:

Рис.16_1.
Рис.16_2.
Рис.16. Дневное - на кокошниках или боковинах.
Рис.17_1.
Рис.17_2.
Рис.17. Ночное - на подоконной доске.

     Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.
     Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка. (рис. 18)

Рис.18.
Рис.18.

     В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (рис. 18, внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.

     Во втором случае от солнца остаётся только круг, а его лучи превратились в декоративный элемент треугольной или стреловидной формы (рис. 18, внизу справа), но здесь солярность сохраняется, даже если этот знак располагается в нижней части наличника.

     Знак солнца считался очень важным, и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.

Водяные знаки

     Вода - это то, что даёт жизнь и очищение. Водой в бане смывают не только грязь физическую, но и духовную – оболочку порока, тьмы ненависти…

     По верованиям наших предков, воды бывают небесные и подземные. С небесной влагой на землю падают и зародыши жизни – пожелание плодовитости и богатства. Подземные воды питают растения, формируют родники и реки – опять-таки пожелание спокойной, безбедной жизни. Кроме того, через текущую воду ни черти христианского, ни Навьи языческого миров переступить не могут. Вспомните поговорку: в тихом омуте (в неподвижной, стоячей воде) черти водятся! Так что водяные знаки – это ещё и сильный амулет против нечисти. (рис. 19)

Рис.19.
Рис.19.

     Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.

Рис.20. Рис.20. Бесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.
Рис.21. Рис.21. Земля, пропитанная водой, другое название – «Мать Сыра Земля», защитница и кормилица.

Знаки земли

     Земля для земледельца – главный источник жизни, достатка, благополучия. Символы земли - ромбы, перекрещивающиеся линии и их чередование – обереги-амулеты изобилия, достатка, сытой жизни.

Рис.22. Рис.22. Распаханное поле.
     Строго говоря, данный знак амулетом не является, так как здесь имеется незавершённость действия, но из-за того, что рисунок узора чрезвычайно прост (что косвенно указывает на очень древнее его происхождение), в настоящее время он один из самых распространенных.
Рис.23. Рис.23. Засеянное поле.
Рис.24. Рис.24. Эти символы обычны в нижней части наличника.

Звериные знаки

     Эти знаки наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем. (рис. 25)

Рис.25.
Рис.25.

     Появление подобных символов обусловлено несколькими причинами.
     Во-первых, по верованиям предков, языческие боги часто сами имели звериные воплощения, и, кроме того, использовали животных в качестве слуг, посыльных и своих наблюдателей в явном мире.
     Во-вторых, у всех народов мира, и наши предки не являлись исключением, на ранних этапах их развития была особая религиозная система, носящая название «тотемизм». Согласно тотемизму, живущие своим родом люди-родственники считали основателем или одним из основателей их рода некое существо (или вещество), выходца из среды, их окружающей. Это и был тотем. Чаще всего тотемами считались животные, реже – растения, и уж совсем редко неживые предметы или даже явления природы. Тотем был для людей родоначальником, предметом религиозного почитания, хотя ему и не поклонялись как божеству. В сознании людей рода он был их советчиком, помощником и покровителем.
     Во времена романтизма к языческим оберегам добавились ещё и западные символы. И хотя в орнаменте изб они редки, но всё же встречаются.

Велесовы знаки

Рис.26.
Рис.26.
Велесов знак «Комоедицы»

     Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Фактически это воплощение силы, первобытного хаоса, неупорядоченной природы, а также и животные инстинкты самого человека, то есть той части личности, которая не признаёт слово «надо», а знает только «хочу». Враждебен к вам он будет только в том случае, если вы не способны или не хотите подавить, обуздать свои звериные инстинкты.
     Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства.
     Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – «скотий бог», то есть покровитель всей и дикой, и домашней живности.
     Укрощённый Перуном Велес загнан в подземелье и отвечает за подземные воды, то есть за плодородие. В ряде мест считалось, что он стал повелителем царства мертвых – поэтому его боятся Навьи и упыри. Велес не любит беспорядка и загоняет их обратно в Навь.
     В домовой резьбе он изображался в виде змея, чаще всего сильно стилизованного под вьющееся растение (рис. 27)

Рис.27.
Рис.27.

     Змеи на кокошнике – небесный пастух, покровитель охотников и скотоводов, а также дарующий дождь.
     На боковине – пожелание дождя, защита от грызунов.
     Змеи в нижней части наличника символизируют подземные воды, где двуглавый змей ночью передвигает под землёй солнце, то есть это оберег от ночных напастей, дающий уверенность в завтрашнем дне. Во всех случаях изображение змеи – это амулет, копящий достаток, богатство, а также защита от упырей.
     Считалось, что Велес благоволит к детям, так что это ещё и детский оберег-амулет.
     Иногда Велеса символизировал Ящер. Кстати, Ящер – это одно из имён Велеса (рис. 28)

Рис.28.
Рис.28.

     У финно-угров Ящер был ещё и владыкой подводного мира, и потому его изображение больше подходит для районов, где есть крупные озёра и реки с сильно разветвлённой и плотной сетью притоков.
     Огнедышащий дракон – это оберег от молний (рис. 29). Иногда дракон трансформируется в щуку и выполняет роль амулета рыбацкой удачи (рис 30)

Рис.29. Рис.30.
Рис.29. Рис.30.

     Другие звериные ипостаси Велеса - медведь и бык - в домовой резьбе практически не используются.

Небесная корова Земун

     Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.
     Её символ – женские груди на подзоре (рис. 31) и прорезное или объёмное,  часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей (рис. 32)

Рис.31. Рис.32_1.
Рис.32_2.
Рис.31. Рис.32.

     В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.

Утки. Гуси. Лебеди

Рис.33. Рис.34.
Рис.33. Рис.34.

     В оберегах это обычно взаимозаменяемые символы. (рис. 33, 34) У многих первобытных племён эти птицы связаны с восприятием мироустройства. Прилетели птицы – принесли на крыльях весну, то есть тепло, пищу, достаток. Прилёт гусей и уток спасал от зимнего голода, дарил надежду на урожай. У многих народов боги воплощались в уток, гусей, либо эти птицы были их помощниками. У финнов мир появляется из утиного яйца. У мерян бог Шайтан оборачивается уткой, чтобы нырнуть на дно океана и вытащить на поверхность сушу, а верховный бог в этом облике пригоняет весну. У славян Макошь-утка достаёт Алатырь-камень. Смерть Кощея – в утином яйце. Именно гуси-лебеди запряжены в ночную солнечную колесницу.
     Таким образом, изображение этих птиц является пожеланием материального благополучия, обеспечением защиты от неблагоприятного климата, а расположенное в нижней части наличника защищает от ночных напастей.
     Нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки (рис. 35).

Рис.35.
Рис.35.

     Точно так же выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции - это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, готовка пищи…). Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Братья Ивана-царевича женились на дочерях соседей - славян, а он из болотистого края привёз невесту, местную, из коренного населения, но зато и самую хозяйственную и работящую. Это, кстати, очень похоже на домашнюю ипостась Макоши, так что в качестве амулета или оберега совсем не важно, чьи это лапки.

Лошадь

Рис.36. Рис.37.
Рис.36. Рис.37.

     Упряжка золотых коней днём влечёт за собой по небесному своду солнечную колесницу Хорса. Иногда он и сам предстаёт в этом образе. У христиан гнедые кони также представляют собой солярный знак, даруя защиту от нечисти. (рис. 36, 37) А вот белый конь - это символ не физической, а небесной, духовной силы, недаром святой Георгий поражает Змея, сидя на белом коне.
     Также кони - олицетворение силы и выносливости.

Петух

Рис.38. Рис.39.
Рис.38. Рис.39.

     У славян это символ небесного огня. (рис. 38, 39)  Вспомните: «Пустить красного петуха». Являлся оберегом от молний.
     В христианстве - символ воскрешения. Крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан, должно напоминать о страшном суде. Кроме того, крик петуха - это вестник восхода солнца и наступлении дня, то есть времени, когда наибольшая часть нечисти лишается сил и прячется. Таким образом, петух – это ещё и защитник от злых духов, поэтому его наравне с конём часто вырезали на охлупне.

Курица

     В домовой резьбе встречается редко. В основном использовался в вышивке на одежде. Это чисто женский амулет. В старину для девушек на выданье сравнение с курицей было комплиментом. Недаром одна из разновидностей женского головного убора называлась кокошником, от старорусского «коко» - курица. Это символ хозяйственности, плодовитости.

Рыба

     Если перед нами не изображение щуки, то это христианский символ Христа и его апостолов. (рис. 40, 41, 42)

Рис.40. Рис.41.Рис.42.
Рис.40. Рис.41.Рис.42.

Голубь

     Христианский знак духовной чистоты, эмблема святого духа. (рис. 43) Парные голуби – символ семейного счастья. (рис. 44)

Рис.43. Рис.44.
Рис.43. Рис.44.

Павлин

     Он же Жар-птица, птица Феникс. (рис. 45) Символ бессмертия, так как в древности верили, что его тело нетленно.

Рис.45.
Рис.45.

Божья коровка

     Один из атрибутов Богородицы.

Створки раковин

     Символ возрождения.

Бабочка

     Символ счастливого детства, переход души в вечную жизнь.

Пчела

     Символ чистоты души.

Растительный орнамент

     Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки.
     В язычестве растения на кокошнике и боковинах наличников, обкосячке дверей или в орнаменте одежды или домашней утвари символизируют ствол мирового дерева, своеобразную ось, пронзающую по верованиям древних все три сферы бытия, и соединяющую Явь, Навь и Правь (рис. 46-1, 46-2)

Рис.46_1     Рис.46_2
Рис.46.

     В христианстве это символ роста, и не только материального, физического, но и духовного.
     Отдельные элементы растительного орнамента также имеют свой смысл.

Рис.47 Рис.48
Рис.47,48.
Трилистник.
Считался защитой от мира мёртвых и хранил удачу, поэтому его часто «прятали» среди других изображений. В христианстве это символ троицы, у католиков – крест святого Патрика.
Рис.49
Рис.49.
Этот вариант трилистника в язычестве был символом равновесия, защищающего от зла. У христиан считается ведьмовским символом.
Рис.50
Рис.50.
Крин, росток.
Аналог трилистника, символ зарождения жизни, плодовитости. Встраивался внутрь других рисунков, в частности - Берегинь.
Рис.51 Рис.52
Рис.51,52.
Лилия.
В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей – веры, надежды и милосердия. Также знак процветания.
Рис.53   Рис.54
Рис.53,54.
Виноградная лоза.
Символ Христа. Лоза и грозди - это тело и кровь Христова.
Рис.55
Рис.55.
Дуб.
Символ мощи, долголетия и благородства, а желудь, это духовная энергия, произрастающая из зерна истины.

     Берёзовая ветвь - это преграда для нечисти.
     Ветвь сосны – символ вечной жизни и юности.
     Вишня – символ девичьей красы. Приносит любовь.
     Горох – один из символов плодородия.
     Гранат - символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется  как символ плодородия.

Геометрический орнамент. Геометрические фигуры

     В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.
     Христианство трактует их иначе.

Рис.56 Рис.56. Мандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени. Три мандалы образуют трилистник.
Рис.57 Рис.57. Символ чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.
Рис.58 Рис.58. Символ Святой Троицы.
Рис.59 Рис.59. Четыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а также символ твёрдости веры.
Рис.60 Рис.60. В обрамлении кокошника - это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.

     Вполне естественно, что в небольшой статье невозможно упомянуть все знаки-символы, используемые в домовой резьбе, да мы к этому и не стремились. Тем более что многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами.
     Если судить по современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать: талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности. Для этого надо просто задействовать все стихии и всё время суток.
     Мы надеемся, что данная статья поможет тем, у кого есть желание восстановить старую традицию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы» изд. ООО «Астрель», ООО АСТ,  2004.
  2. Краткая энциклопедия Символов – Электронная версия: www.Symbolarium.ru/
  3. Материалы сайта GardenWeb.ru/
  4. Материалы сайта merjamaa.ru/news/merjanskij_drakon_nad_rossiej/2011-03-30-211
  5. Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/~книги/Символы, знаки, эмблемы (сервис Яндекс.Словари был закрыт с 31 марта 2016 года)
  6. Материалы сайта faustova-elm.narod.ru/der_rezba.htm
  7. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси  т.1-3  М., 1987.
  8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.