Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 11 arrow а11 - Хромов СВ, Зорочкин СИ - Деревенские лица

Хромов Сергей Владимирович,
экскурсовод МБУК,
Орехово-Зуевский районный краеведческий музей;
Зорочкин Сергей Иванович,
педагог дополнительного образования,
Центр детского творчества г.Куровское

ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ

ДЕРЕВЕНСКИЕ ЛИЦА

     Сельское поселение Соболевское. Около десятка деревень и одно село… Попробуем вглядеться в их облик, пройдясь с фотоаппаратом по деревенским улицам.
     Внимательно вслушайтесь в это слово. «Улица»! И вместо слова Вы услышите фразу: - «У ЛИЦА»! Проходя рядом с деревенским домом, мы проходим у его лица.
     Вглядываясь в чьё-то лицо, что мы видим в первую очередь? Правильно – глаза. Женщины, накладывая макияж, большое внимание уделяют глазам, накладывая тушь на ресницы, делая подводку… А глаза дома – это его окна, его макияж - это домовая резьба, а подводка глаз – наличники.

И все мы похожие чем-то, и разные…
(Из песни Д.Тухманова «Это Москва»).

     На первый взгляд они все такие разные. Какие-то, лишь слегка украшенные узором, выглядят попроще. Другие поражают нас своим богатым убранством. Но если присмотреться, то можно заметить много общих черт как во внешнем облике, так и в элементах резьбы. Начнём с внешнего вида.

Наличник. Внешний вид
 

     Сверху наличник обрамляют фризовая доска (1) и кокошник (2). Форма кокошника, его наличие или отсутствие - это первое, что бросается в глаза, и именно на форму мы и обратим внимание в первую очередь.
Форма №1
Форма №1

     Форма №1. Наличники с таким кокошником встречаются чаще всего. Небесная твердь, а именно её символизирует верхняя часть наличника, выполнена в виде двускатной крыши с полочками по бокам. Иногда эти полочки остаются пустыми, как на фото 1и 2, или же на них помещают изображение утреннего (слева) и вечернего (справа) солнца, как на фото 3. Чаще же всего на них помещают стилизованные изображения берегинь (фото 4-6). Очень часто у подобных наличников фризовая доска не выражена, а то и отсутствует.
Фото 1 Фото 2 Фото 3
Фото 1 Фото 2 Фото 3
Фото 4 Фото 5 Фото 6
Фото 4 Фото 5 Фото 6

     Форма №2. Этот тип кокошника можно считать трансформацией от №1. на это указывает такой факт, как изредка встречающаяся двускатность центрального выступа.
Форма №2     Форма №2
Форма №2

     Форма №3. Не так часто, как №1 встречается свод в виде двускатной крыши без боковых полочек. Высота кокошника сильно варьирует. Фризовая доска обычно широкая и хорошо заметна.
Форма №3
Форма №3

     Форма №4. Формы 3 и 4 относятся Рыбаковым ко второй группе наличников, характерных для Ярославского Поволжья. Вполне возможно, что данную форму кокошника в нашу местность занесли ярославские мастера, занимающиеся так называемым отхожим промыслом.
Форма №4
Форма №4

     Дело в том, что в 18-м, и особенно широко в 19-м веке распространилось отходничество, или, как их еще называли, отхожие промыслы. Многие помещики предпочитали делать поборы с крестьян не натуральными продуктами, которые ещё попробуй, реализуй, а звонкой монетой. Поэтому поздней осенью, после завершения сельскохозяйственной страды, крестьяне, владеющие каким-либо ремеслом, уходили или, как тогда говорили, «отходили», на заработки.
     Форма №5. Ни что иное, как усложнение формы №4. три небесных сферы, это тройная молитва, тройное обращение богу солнца Хорсту. (Фото 10-12)
Форма №5     Форма №5
Форма №5

     Форма №6. Кокошник отсутствует, но иногда на карнизе могут быть приставные резные элементы. По систематизации Рыбакова это наличники третьей группы, характерной, по его мнению, для племён, занимающихся охотой и рыболовством. Но до прихода землепашцев - славянских племён - в Окско-Клязьминское междуречье здесь жили финно-угорские племена, занимающиеся как раз охотой и рыболовством. То есть, вполне возможно, что данная форма кокошника является эндемичной для Мещёры (Фото 13,14).
Форма №6
Форма №6
Фото 7 Фото 8 Фото 9 Фото 10
Фото 7 Фото 8 Фото 9 Фото 10
Фото 11 Фото 12 Фото 13 Фото 14
Фото 11 Фото 12 Фото 13 Фото 14

     На конец февраля 2013 г. в селе Хотеичи и деревне Соболево обследовано 85 домов.
     В деревне Соболево обследовано 72 дома. Из них:
     42 дома (58,3%) – 45 наличников с резьбой различной степени сложности (3 дома имеют наличники двух типов);
     6 домов с окнами, наличники которых чисто функциональны, то есть не имеют резьбы (один из них относится к форме №1 – см. сноску 1);
     22 дома после переделки имеют пластиковые окна;
     1 дом находится на стадии перестройки, поэтому неизвестно, будут вставлены пластиковые окна или восстановлены деревянные резные наличники;
     1 дом не восстановлен после пожара, имел наличники с кокошником формы 5.
     В селе Хотеичи обследовано 13 домов.
     8 домов (61,5%) – наличники с резьбой различной степени сложности, из них 1 (описание см. ниже) выделяется как сложностью исполнения, так и типом резьбы;
     2 дома с окнами, наличники которых чисто функциональны, то есть не имеют резьбы;
     3 дома после переделки имеют пластиковые окна.

 

Деревня Соболево
Тип кокошника Всего из 45
наличников
Наличие
дополнительных
элементов
на кокошнике
Отсутствие
дополнительных
элементов
на кокошнике
Форма №1241591
Форма №2541
Форма №3101
Форма №4330
Форма №58820
Форма №6431
Деревня Хотеичи
Тип кокошника Всего из 8
наличников
Наличие
дополнительных
элементов
на
кокошнике
Отсутствие
дополнительных
элементов
на кокошнике
Форма №1110
Форма №22+1320
Форма №3000
Форма №4220
Форма №5000
Форма №6220

 

     1 – Странное "подновление" вторым слоем, см. фото 15.
     2 – Один дом не подновлялся после пожара.
     3 – Кокошник наличника с плоскорельефной резьбой по внешнему виду больше всего подходит к форме №2.

Фото 15
Фото 15

     Из 85 обследованных домов резные деревянные наличники сохранились только лишь на 50-ти домах, что составляет 58,8%. То есть, к настоящему времени более трети наличников потеряно, и мы никогда не узнаем, что было на них изображено. К великому сожалению, ситуация с каждым годом всё более усугубляется.
     Форма переплёта рамы в основном прямоугольная (а), но иногда встречается переплёт с округлым верхом (б). Также имеет место имитация под округлую раму (в), когда сам переплет прямоугольный, но создаётся видимость переплёта (б) за счёт округлости нижней стороны фризовой доски.

Тип кокошника Всего из 53
наличников
Переплет а Переплет б Переплет в
Переплет а Переплет б Переплет в
Форма №1252113
Форма №27+152+10
Форма №31100
Форма №45410
Форма №58800
Форма №66600

     Орнамент на наличниках выполнен в стиле прорезной ажурной резьбы. Для придания рельефности используются накладные элементы конфигурации различной сложности от простейших кругов, овалов и ромбов с квадратами до сложных по форме флористических узоров. Но есть в селе Хотеичи один дом постройки последней четверти 19-го века. Оформление его наличников стоит особняком, выпадая из общего ряда, так как украшены они растительным орнаментом, выполненным в стиле плоскорельефной резьбы (ф.16-19).

Фото 16Фото 17
Фото 16Фото 17
Фото 18Фото 19
Фото 18Фото 19

Немного истории

     Плоскорельефная (или корабельная) резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (глубина от 5 до 20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона.
     Основные мотивы плоскорельефной резьбы – растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение — прожилки листьев, мелкие детали.
     Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени, получив распространение в Поволжье, на Русском Севере, на Урале. Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала «корабельная резь», на основе которой выработался особый барочный тип резьбы.
     В конце 19-го века в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы, продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы.
     Очень велика вероятность того, что для оформления наличников этого дома первый его хозяин пригласил абрамцевских мастеров.
     В конце 19 века в Поволжье, как и в других регионах России, на смену пышной корабельной «рези» приходит пропильная ажурная резьба, сохраняющая в своих рисунках орнаментальные мотивы рельефной резьбы.
     
     В своей книге «Язычество древней Руси» Б.А. Рыбаков даёт отличающуюся от представленной выше классификацию наличников. Основной акцент он делает не на форму наличника, а на наличие или отсутствие определённых групп символов. Эта классификация представлена ниже.
     “…1. Наличники с преобладанием солнечных знаков…64. Солярный знак мог занимать срединное положение над окном, там же могла находиться … композиция из трех солнц. Иногда обозначался суточный ход солнца помещением знаков вокруг всего окна или сверху и снизу. Солнечные знаки ставились и на ставнях (так, чтобы они были видны днем при открытых ставнях).
     …2. наличники, типичными представителями которых можно считать образцы из ярославского Поволжья. Особенностью композиции следует считать наличие полукруга или двускатного покрытия в середине верхнего карниза и двух фигур по сторонам полукруга. Внутри полукруга-небосвода нередко помещали лучистое восходящее солнце. Над солнцем по дуге изображались "хляби небесные" в виде волнистых или зигзаговых линий (иногда в несколько рядов) и капель-точек. "Хляби" нередко шли по всему карнизу, отделяя всю небесную сферу. Солнце иной раз изображалось в виде круга с четырьмя крестообразно расположенными внутри круга кринами-ростками, устойчивым аграрно-магическим символом, хорошо известным со времен Киевской Руси. По обеим сторонам "небосвода" размещались в небесном ярусе два крупных украшения, представлявшие собой сочетание сильно стилизованной женской фигуры с символами растительного плодородия. Иногда женская фигура определяется вполне четко, иногда же растительные символы искажают ее.
     Важно отметить, что в большинстве случаев женское существо как бы беременно ростком, находящимся в его чреве. Иногда внутри большой фигуры помещается меньшая, что выражает ту же самую идею: "Habet illa in alvo…". /Лат. (библ.) "Она имеет во чреве"./
     …3. Группа композиций на наличниках отличается от предыдущих, во-первых, отсутствием небосвода (карниз ровный, горизонтальный), во-вторых, отсутствием связанных с небосводом "хлябей небесных", а в-третьих, наличием только одной центральной фигуры, иногда подобной рожаницам предыдущей группы, а иногда и резко отличной, и, в-четвертых, наличием различных зверей по сторонам средней фигуры.
     Идея такой композиции совершенно иная, чем в предыдущей группе. Там явно ощущалось стремление передать земледельческую картину мира с ее водными небесами, движущимся солнцем и двумя рожаницами, щедро оснащенными только аграрными символами. Здесь же больше звериного элемента, не всегда показаны растительные символы плодородия, и центральная фигура чаще похожа на архаичную "владычицу зверей", чем на женское земледельческое божество”…
     
     Вспомните, сколько раз стоя возле стендов с образцами в магазинах строительных товаров, вы слышали одну и ту же фразу: «Где всё это было при Советской власти?». Сегодня магазины предоставляют огромный ассортимент материалов. Выбирай, покупай, строй новый или отделывай уже имеющийся дом. Казалось бы, живи и радуйся. Но почему-то мне, глядя на осовремененные деревни, становится грустно.
     С каждым годом всё больше становится домов, сложенных из кирпича или обшитых сайдингом. В домах заменяют обычные, деревянные окна, на пластик. Как результат – шеренги домов, обезличенных настолько, что скоро можно будет снимать третий фильм «Иронии судьбы».

    Одинаковые дома, за одинаковыми «глухими» заборами (фото 20-22).

Фото 20Фото 21
Фото 20Фото 21
Фото 22 
Фото 22

    Что может быть хуже? Разве что вот это (фото 23-24)?

Фото 23Фото 24
Фото 23Фото 24

    Хотя встречаются и исключения. Как говорится: «было бы желание», ну и, конечно, немного фантазии и получилось что-то весёленькое (фото 25-26).

Фото 25Фото 26
Фото 25Фото 26

    А в завершение хочется сказать о хорошем. Посмотрите, дом снаружи отреставрирован, но наличники сохранены! (фото 27) И это значит, что не всё ещё потеряно!

Фото 27
Фото 27