Хромов Сергей Владимирович, экскурсовод МБУК, Орехово-Зуевский районный краеведческий музей; Зорочкин Сергей Иванович, педагог дополнительного образования, Центр детского творчества г.Куровское ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ ДЕРЕВЕНСКИЕ ЛИЦА Сельское поселение Соболевское. Около десятка деревень и одно село… Попробуем вглядеться в их облик, пройдясь с фотоаппаратом по деревенским улицам. Внимательно вслушайтесь в это слово. «Улица»! И вместо слова Вы услышите фразу: - «У ЛИЦА»! Проходя рядом с деревенским домом, мы проходим у его лица. Вглядываясь в чьё-то лицо, что мы видим в первую очередь? Правильно – глаза. Женщины, накладывая макияж, большое внимание уделяют глазам, накладывая тушь на ресницы, делая подводку… А глаза дома – это его окна, его макияж - это домовая резьба, а подводка глаз – наличники. И все мы похожие чем-то, и разные… (Из песни Д.Тухманова «Это Москва»). На первый взгляд они все такие разные. Какие-то, лишь слегка украшенные узором, выглядят попроще. Другие поражают нас своим богатым убранством. Но если присмотреться, то можно заметить много общих черт как во внешнем облике, так и в элементах резьбы. Начнём с внешнего вида. Сверху наличник обрамляют фризовая доска (1) и кокошник (2). Форма кокошника, его наличие или отсутствие - это первое, что бросается в глаза, и именно на форму мы и обратим внимание в первую очередь. | Форма №1 | Форма №1. Наличники с таким кокошником встречаются чаще всего. Небесная твердь, а именно её символизирует верхняя часть наличника, выполнена в виде двускатной крыши с полочками по бокам. Иногда эти полочки остаются пустыми, как на фото 1и 2, или же на них помещают изображение утреннего (слева) и вечернего (справа) солнца, как на фото 3. Чаще же всего на них помещают стилизованные изображения берегинь (фото 4-6). Очень часто у подобных наличников фризовая доска не выражена, а то и отсутствует. | | | Фото 1 | Фото 2 | Фото 3 | | | | Фото 4 | Фото 5 | Фото 6 | Форма №2. Этот тип кокошника можно считать трансформацией от №1. на это указывает такой факт, как изредка встречающаяся двускатность центрального выступа. | Форма №2 | Форма №3. Не так часто, как №1 встречается свод в виде двускатной крыши без боковых полочек. Высота кокошника сильно варьирует. Фризовая доска обычно широкая и хорошо заметна. | Форма №3 | Форма №4. Формы 3 и 4 относятся Рыбаковым ко второй группе наличников, характерных для Ярославского Поволжья. Вполне возможно, что данную форму кокошника в нашу местность занесли ярославские мастера, занимающиеся так называемым отхожим промыслом. | Форма №4 | Дело в том, что в 18-м, и особенно широко в 19-м веке распространилось отходничество, или, как их еще называли, отхожие промыслы. Многие помещики предпочитали делать поборы с крестьян не натуральными продуктами, которые ещё попробуй, реализуй, а звонкой монетой. Поэтому поздней осенью, после завершения сельскохозяйственной страды, крестьяне, владеющие каким-либо ремеслом, уходили или, как тогда говорили, «отходили», на заработки. Форма №5. Ни что иное, как усложнение формы №4. три небесных сферы, это тройная молитва, тройное обращение богу солнца Хорсту. (Фото 10-12) | Форма №5 | Форма №6. Кокошник отсутствует, но иногда на карнизе могут быть приставные резные элементы. По систематизации Рыбакова это наличники третьей группы, характерной, по его мнению, для племён, занимающихся охотой и рыболовством. Но до прихода землепашцев - славянских племён - в Окско-Клязьминское междуречье здесь жили финно-угорские племена, занимающиеся как раз охотой и рыболовством. То есть, вполне возможно, что данная форма кокошника является эндемичной для Мещёры (Фото 13,14). | Форма №6 | | | | | Фото 7 | Фото 8 | Фото 9 | Фото 10 | | | | | Фото 11 | Фото 12 | Фото 13 | Фото 14 | На конец февраля 2013 г. в селе Хотеичи и деревне Соболево обследовано 85 домов. В деревне Соболево обследовано 72 дома. Из них: 42 дома (58,3%) – 45 наличников с резьбой различной степени сложности (3 дома имеют наличники двух типов); 6 домов с окнами, наличники которых чисто функциональны, то есть не имеют резьбы (один из них относится к форме №1 – см. сноску 1); 22 дома после переделки имеют пластиковые окна; 1 дом находится на стадии перестройки, поэтому неизвестно, будут вставлены пластиковые окна или восстановлены деревянные резные наличники; 1 дом не восстановлен после пожара, имел наличники с кокошником формы 5. В селе Хотеичи обследовано 13 домов. 8 домов (61,5%) – наличники с резьбой различной степени сложности, из них 1 (описание см. ниже) выделяется как сложностью исполнения, так и типом резьбы; 2 дома с окнами, наличники которых чисто функциональны, то есть не имеют резьбы; 3 дома после переделки имеют пластиковые окна. Деревня Соболево | Тип кокошника | Всего из 45 наличников | Наличие дополнительных элементов на кокошнике | Отсутствие дополнительных элементов на кокошнике | Форма №1 | 24 | 15 | 91 | Форма №2 | 5 | 4 | 1 | Форма №3 | 1 | 0 | 1 | Форма №4 | 3 | 3 | 0 | Форма №5 | 8 | 82 | 0 | Форма №6 | 4 | 3 | 1 | Деревня Хотеичи | Тип кокошника | Всего из 8 наличников | Наличие дополнительных элементов на кокошнике | Отсутствие дополнительных элементов на кокошнике | Форма №1 | 1 | 1 | 0 | Форма №2 | 2+13 | 2 | 0 | Форма №3 | 0 | 0 | 0 | Форма №4 | 2 | 2 | 0 | Форма №5 | 0 | 0 | 0 | Форма №6 | 2 | 2 | 0 | 1 – Странное "подновление" вторым слоем, см. фото 15. 2 – Один дом не подновлялся после пожара. 3 – Кокошник наличника с плоскорельефной резьбой по внешнему виду больше всего подходит к форме №2. | Фото 15 | Из 85 обследованных домов резные деревянные наличники сохранились только лишь на 50-ти домах, что составляет 58,8%. То есть, к настоящему времени более трети наличников потеряно, и мы никогда не узнаем, что было на них изображено. К великому сожалению, ситуация с каждым годом всё более усугубляется. Форма переплёта рамы в основном прямоугольная (а), но иногда встречается переплёт с округлым верхом (б). Также имеет место имитация под округлую раму (в), когда сам переплет прямоугольный, но создаётся видимость переплёта (б) за счёт округлости нижней стороны фризовой доски. Тип кокошника | Всего из 53 наличников | Переплет а | Переплет б | Переплет в | | | | Форма №1 | 25 | 21 | 1 | 3 | Форма №2 | 7+1 | 5 | 2+1 | 0 | Форма №3 | 1 | 1 | 0 | 0 | Форма №4 | 5 | 4 | 1 | 0 | Форма №5 | 8 | 8 | 0 | 0 | Форма №6 | 6 | 6 | 0 | 0 | Орнамент на наличниках выполнен в стиле прорезной ажурной резьбы. Для придания рельефности используются накладные элементы конфигурации различной сложности от простейших кругов, овалов и ромбов с квадратами до сложных по форме флористических узоров. Но есть в селе Хотеичи один дом постройки последней четверти 19-го века. Оформление его наличников стоит особняком, выпадая из общего ряда, так как украшены они растительным орнаментом, выполненным в стиле плоскорельефной резьбы (ф.16-19). | | Фото 16 | Фото 17 | | | Фото 18 | Фото 19 | Немного истории Плоскорельефная (или корабельная) резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (глубина от 5 до 20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы – растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение — прожилки листьев, мелкие детали. Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени, получив распространение в Поволжье, на Русском Севере, на Урале. Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала «корабельная резь», на основе которой выработался особый барочный тип резьбы. В конце 19-го века в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы, продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы. Очень велика вероятность того, что для оформления наличников этого дома первый его хозяин пригласил абрамцевских мастеров. В конце 19 века в Поволжье, как и в других регионах России, на смену пышной корабельной «рези» приходит пропильная ажурная резьба, сохраняющая в своих рисунках орнаментальные мотивы рельефной резьбы. В своей книге «Язычество древней Руси» Б.А. Рыбаков даёт отличающуюся от представленной выше классификацию наличников. Основной акцент он делает не на форму наличника, а на наличие или отсутствие определённых групп символов. Эта классификация представлена ниже. “…1. Наличники с преобладанием солнечных знаков…64. Солярный знак мог занимать срединное положение над окном, там же могла находиться … композиция из трех солнц. Иногда обозначался суточный ход солнца помещением знаков вокруг всего окна или сверху и снизу. Солнечные знаки ставились и на ставнях (так, чтобы они были видны днем при открытых ставнях). …2. наличники, типичными представителями которых можно считать образцы из ярославского Поволжья. Особенностью композиции следует считать наличие полукруга или двускатного покрытия в середине верхнего карниза и двух фигур по сторонам полукруга. Внутри полукруга-небосвода нередко помещали лучистое восходящее солнце. Над солнцем по дуге изображались "хляби небесные" в виде волнистых или зигзаговых линий (иногда в несколько рядов) и капель-точек. "Хляби" нередко шли по всему карнизу, отделяя всю небесную сферу. Солнце иной раз изображалось в виде круга с четырьмя крестообразно расположенными внутри круга кринами-ростками, устойчивым аграрно-магическим символом, хорошо известным со времен Киевской Руси. По обеим сторонам "небосвода" размещались в небесном ярусе два крупных украшения, представлявшие собой сочетание сильно стилизованной женской фигуры с символами растительного плодородия. Иногда женская фигура определяется вполне четко, иногда же растительные символы искажают ее. Важно отметить, что в большинстве случаев женское существо как бы беременно ростком, находящимся в его чреве. Иногда внутри большой фигуры помещается меньшая, что выражает ту же самую идею: "Habet illa in alvo…". /Лат. (библ.) "Она имеет во чреве"./ …3. Группа композиций на наличниках отличается от предыдущих, во-первых, отсутствием небосвода (карниз ровный, горизонтальный), во-вторых, отсутствием связанных с небосводом "хлябей небесных", а в-третьих, наличием только одной центральной фигуры, иногда подобной рожаницам предыдущей группы, а иногда и резко отличной, и, в-четвертых, наличием различных зверей по сторонам средней фигуры. Идея такой композиции совершенно иная, чем в предыдущей группе. Там явно ощущалось стремление передать земледельческую картину мира с ее водными небесами, движущимся солнцем и двумя рожаницами, щедро оснащенными только аграрными символами. Здесь же больше звериного элемента, не всегда показаны растительные символы плодородия, и центральная фигура чаще похожа на архаичную "владычицу зверей", чем на женское земледельческое божество”… Вспомните, сколько раз стоя возле стендов с образцами в магазинах строительных товаров, вы слышали одну и ту же фразу: «Где всё это было при Советской власти?». Сегодня магазины предоставляют огромный ассортимент материалов. Выбирай, покупай, строй новый или отделывай уже имеющийся дом. Казалось бы, живи и радуйся. Но почему-то мне, глядя на осовремененные деревни, становится грустно. С каждым годом всё больше становится домов, сложенных из кирпича или обшитых сайдингом. В домах заменяют обычные, деревянные окна, на пластик. Как результат – шеренги домов, обезличенных настолько, что скоро можно будет снимать третий фильм «Иронии судьбы». Одинаковые дома, за одинаковыми «глухими» заборами (фото 20-22). | | Фото 20 | Фото 21 | | | Фото 22 | Что может быть хуже? Разве что вот это (фото 23-24)? | | Фото 23 | Фото 24 | Хотя встречаются и исключения. Как говорится: «было бы желание», ну и, конечно, немного фантазии и получилось что-то весёленькое (фото 25-26). | | Фото 25 | Фото 26 | А в завершение хочется сказать о хорошем. Посмотрите, дом снаружи отреставрирован, но наличники сохранены! (фото 27) И это значит, что не всё ещё потеряно! | Фото 27 |
|