О ЧЁМ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ...

Гуслицкий край был известен далеко за пределами Богородского уезда и даже Московской губернии. Материалы о Гуслицах публиковались в различных изданиях, в том числе и в газете "Московский листок", издававшейся в Москве до 1917 года. Публикуемые в альманахе заметки относятся к 80-м годам XIX в., когда промышленность России поразил очередной кризис и казалось, что наступил окончательный закат гуслицкой текстильной и прочей промышленности. Однако после кризиса она снова оправилась. В то время важнейшим промыслом гусляков было хмелеводство. Положению дел в этом промысле посвящены многие заметки корреспондентов "Московского листка".

"Московский листок", 1883, № 282, 12 октября.
ПО ГОРОДАМ И СЕЛАМ, Гуслицы, 10 октября (от нашего корреспондента)

Хмелеводы в нынешнем году совсем разочаровались. Прошлогоднего урожая хмель достиг небывалой цены: 30—35 рублей за пуд, что, разумеется, очень порадовало хмелеводов и вызвало особую предприимчивость по разведению хмелевых садов даже в таких местах, где этим никогда не занимались. Нынешний год сразу обрезал усердие хмелеводов, пришедших просто в отчаяние. Сначала, во время уборки хмеля, с конца августа скупщики предлагали 12—13 рублей за пуд Производители, избалованные прошлогодними ценами, и слышать не хотели о такой цене и воздерживались от продажи, рассчитывая, что цены, по крайней мере, удвоятся к зиме. Но ожидания садоводов не только не оправдались, но сверх всякого чаяния цена на хмель понизилась до 6 рублей за пуд. Скупщики точно сговорились все, ссылаясь на то, что за границею в настоящем году был хороший урожай хмеля, даже лучшего по своим качествам, который предпочитается на пивоваренных заводах. Действительно, хмель лучших богемских и баварских пород, разведенный некоторыми хмелеводами в Гуслицах, ценится дороже, и за него дают сейчас 13— 15 рублей за пуд.

Насчет распространения и поддержания хмелеводства в Гуслицах много было толков и суждений в наших сельскохозяйственных обществах. Московское общество сельского хозяйства ограничилось лишь одною наблюдательностью за гуслицкими хмельниками. Петербургское собрание сельских хозяев трактовало очень много насчет распространения хмелеводства в Гуслицах и даже проектировало устройство специальной школы хмелеводства в центре Гуслиц, при сельце Цаплине, близ Ильинского погоста; но все это так и осталось в области мечтаний — школ до сих пор нет. Мысль эту, наконец, хочет осуществить землевладелец соседнего Бронницкого уезда, граф Ламсдорф, который, как слышно, приступает к устройству специальной школы для образования опытных хмелеводов в своем имении.

Но что там ни разводи, что там ни устраивай, для мужика ведение рационального, толкового хмелеводства в настоящее время немыслимо. Для настилки хмельника требуется свежий зеленый хворост и достаточное количество жердей (тычин), по которым вьется хмель. В былое время крестьяне безвозбранно пользовались всем этим как в помещичьих, так и в соседних казенных лесах; теперь же заглядывать в чужие дачи не приказывают, под страхом привлечения к мировому суду. Ну а где же мужику покупать хворост и жерди при постоянном безденежье?

"Московский листок", 1884, №187, 9 июля.
ПО ГОРОДАМ И СЕЛАМ, Гуслицы, 6 июля (от нашего корреспондента)

Весьма загадочною является судьба здешнего хмелеводства. Развитие этой сельскохозяйственной отрасли в здешнем крае относится ко временам глубокой старины. При плохих и притом неудобных земельных наделах население Гуслиц находило значительное воспособление в хмелеводстве, выручая от этого ежегодно значительные суммы, которые шли на поддержание хозяйства и на погашение податей. Самая зажиточность гуслицкого крестьянского населения тесно связана с хмелеводством. Фабричная и заводская промышленность в Гуслицах возникла также благодаря сбережениям из сумм, выручаемых от продажи осенью хмеля. До 1867 года цена на гуслицкий хмель стояла на одном уровне. В этом году за границею был повсеместно неурожай хмеля. Потребовался русский хмель, и преимущественно гуслицкий, как лучший по своим качествам. Гусляки, понятно, не упустили случая и порядком повысили цену, а более зажиточные из хмелеводов вогнали хмель в 50 рублей за пуд, красная цена которому до этого была 10—12 рублей. На следующий год гуслицкий хмель стал ни по чем; за него не давали даже трех рублей. Хмелеводы здешние повесили головы, раздумывая все над причинами "как, почему и отчего". С того времени спроса на гуслицкий хмель вовсе не было. Скупщики покупали его нехотя и куда сбывали, неизвестно. Цены на хмель стояли 4—5 рублей, не дорожая. Крупные гуслицкие хмелеводы А. И. Капустин и А. В. Смирнов, имевшие в Петербурге постоянные агентства по продаже хмеля, побросали свои дела. Поколебались дела и известнейшей в Гуслицах по хмелевым операциям фирмы "С. И. Гришин с сыном". Вялое настроение с хмелем продолжается и по сие время. Хмелеводы обращались с предложениями на пивоваренные заводы — не берут. Управители акционерных пивоваренных компаний говорят, что русский хмель нехорош и требуют поэтому заграничный хмель, несмотря на его высокую ценность — 60—70 рублей пуд. Между тем гуслицкий хмель потихоньку спрашивают заезжие скупщики по дешевым ценам и отправляют не спеша, небольшими партиями, через ближайшие железнодорожные станции в Москву. Говорят, что здешний хмель идет за границу. Там его, по слухам, пересыпают в другую обшивку, запаковывают на заграничный манер и опять заставляют путешествовать в Россию в виде заграничного. После этих мытарств тот же гуслицкий хмель продается уже по 70 рублей за пуд, значит, за заграничную пломбу. Ввиду этих проделок капитальные люди в Гуслицах задались мыслью организовать компанию или торговое товарищество по покупке и вообще производству хмеля. Давно бы следовало.

"Московский листок", 1884, №187, 9 июля.
ПО ГОРОДАМ И СЕЛАМ, С. Хотеичи (Богородского уезда), 7 июля (от нашего корреспондента)

По старому Касимовскому тракту, на самой границе Московской губернии, на берегу р. Нерской при впадении в нее р. Гуслицы, расстилается громадное село, на протяжении целых трех верст. Это и есть многолюдное село Хотеичи, в котором насчитывается до 3000 душ. Постройки обыкновенные, сельские. Кроме главной, длинной улицы, в селе распланировано много побочных улиц и переулков. Над крестьянскими постройками возвышается громадный храм, стоящий на возвышенности, на крутом берегу реки Нерской.

Население Хотеич живет, так сказать, особняком от остальных селений, прилегающих к селу. Всюду здесь распространена по окрестности ткацкая промышленность, а жители Хотеич все поголовно занимаются фабрикацией роговых гребней. Это специальность хотеичских обитателей. На задворках там и сям разбросаны мастерские и курильни для распаривания бычьих рогов. Выделкою гребней занимаются здесь и стар и млад, исключая женщин, которым эта тяжелая и нечистоплотная работа совсем не с руки. Фабрикация гребней до последнего времени давала хороший заработок взрослые работники получают 1 рубль и 1рубль 20 копеек в сутки; дети, подростки 50—60 копеек. Теперь промышленность эта под влиянием всеобщего застоя в делах также завяла. Фабриканты и содержатели мелких мастерских съежились и сетуют на плохой сбыт своих изделий, вследствие чего понижается и заработная плата.

Гребенщики не засиживаются, однако, дома. Ежегодно весною молодые работники отправляются на сторону, "в перезубку" (местное выражение), для зубрения и починки старых гребней. Свои экскурсии хотеичевцы совершают очень далеко: они странствуют по всем губерниям европейской России и возвращаются домой поздней осенью. Ловкий работник, не пьющий, возвращается домой с порядочными, по деревне, деньгами — приносит 100—150 рублей.

"Московский листок", 1884, № 245, 5 сентября.
По городам и селам, Гуслицы, 2 сентября (от нашего корреспондента)

Большинство здешних фабрикантов уже вернулись с Нижегородской ярмарки, и в более веселом настроении, чем в прошлый год. Расторговались хотя и не быстро, но около двух третей товаров все-таки сбыто с рук Дела вообще несколько порадовали здешних мануфактуристов, для которых Нижегородская ярмарка является своего рода роковым узлом. Рабочий народ, обескураженный до невозможности в последнее время плохим положением дел, теперь заметно повеселел и рассчитывает на повышение заработной платы. Некоторые фабриканты с 1 сентября уже назначили прибавку. Хмелеводы здешние окончили в настоящее время уборку хмеля. Цены на хмель пока еще неустановились. Скупщики предлагают за хмель местной культуры 9-10 руб. за пуд, баварской и богемской пород — 12—14 рублей. Последний разведен здесь в небольшом количестве, преимущественно в селениях Дорховской и Беззубовской волостей, где хмелеводы отличаются наибольшей предприимчивостью. Нужно заметить, что немаловажным препятствием при разведении и разработке хмельников является добывание тычин, жердей, так как все леса по окрестностям находятся в руках фабрикантов и заводчиков; а без жердей ведение хмельников невозможно.

Погода стоит в последние дни превосходная, что дает крестьянам возможность окончить уборку хлебов. Рожь дала хороший урожай; греча, овес также хороши. В яровых полях преобладает больше картофель, который сбывается по хорошим ценам на ближайших фабриках и заводах.

"Московский листок", 1884, № 133, 15 мая.
ПО ГОРОДАМ И СЕЛАМ, Гуслицы, 12 мая (от нашего корреспондента)

Бумажно-ткацкие дела у фабрикантов очень плохи в настоящее время, особенно у мануфактуристов средней руки, перебивающихся кое как, с грехом пополам. Жалуются, что в Москве и на ярмарках вовсе нет спроса на легкие бумажные ткани гуслицко-го производства; в кредит еще поступают требования от иногородних покупателей, но дело в том, что старый кредит, запущенный в цветущий разгар фабричной промышленности, плохо подходит к рукам, а рисковать новыми отпусками фабриканты находят неудобным, хотя и "благонадежным" покупателям. Бог знает, где она нынче, благонадежность-то! Но главное дело в том, что рабочему народу в настоящую пору приходится очень туго. Плохи заработки — само собою, но при этом треть рабочего времени теряется на прогулы. У нас на фабриках какие-то вообще странные порядки: если рабочий теряет время по вине хозяйской, за неимением вволю материалов — пряжи, основ, то фабрикант нисколько не считает себя виновным; между тем когда у фабриканта дела идут хорошо, требуется опытная работа, рабочий за один случайный прогульный час штрафуется суточным и двухдневным заработком. Было бы нелишним обратить на это внимание.

Хмелеводы здешние принялись рассаживать хмельники, занятие старинное, дедовское, благодаря чему старики прежде в Гуслицах благоденствовали. Во многих селениях Дорховской волости: в Мисцеве, Понарине — и в районе Беззубовской волости, в Абрамовке и др., рассадка хмеля идет по новейшему способу; хмелеводы запаслись корнями лучших богемских и баварских хмелевых пород, хмель которых стоит в высокой цене. Самые предприимчивые в Гуслицах хмелеводы: А. В. Смирнов в с. Хотеичах, и А. И. Капустин в дер. Алексеевской — развели очень обширные и, можно сказать, образцовые хмельники.

Лечебным пунктом для Гуслицкого района сначала избрано сельцо Ляхово в Запонорской волости. Жителям дальних селений, расположенных на двадцативерстном расстоянии, вовсе не приходилось пользоваться земскими медикаментами. Затем земские целители перекочевали с своею аптекою в сельцо Слободищи Ильинской волости, по соседству с мировою камерою гуслицкого участка. Тут тоже почему-то не ложилось. Теперь открыта земская больница в Ильинском Погосте. По своему базарному положению Ильинский погост можно считать центром Гуслицкого обширного района; но все-таки жителям многих селений приходится тащиться за целительными средствами в больницу 15—20 верст. Если бы земская Ильинская лечебница открывалась в праздничные, базарные дни, тогда бы еще сносно было — можно проехать с попутным извозчиком. Мы с своей стороны указали бы самый подходящий пункт для Гуслицкой земской лечебницы в слободе Абрамовке. Вот где ей следует быть по всем данным. Здесь земская лечебница была бы подручною для всех волостей.

"Московский листок", 1884, № 158, 10 июня.
По городам и селам, Гуслицы, 7 июня (от нашего корреспондента)

Народно-училищное дело в Гуслицах представляется в настоящее время в самом разнообразном виде; здесь есть школы земские, монастырские, церковноприходские и, сверх того, — старообрядческие, так как край составляет почти сплошное староверческое население. Из земских школ на первом месте стоит Давыдовская (на Сельне) школа, обязанная своим возникновением бывшему уездному предводителю дворянства Е. Ф. Самарину. Здесь была и прежде школа, содержавшаяся местным причтом в убогой церковной караулке, где с трудом могло разместиться десятка полтора ребятишек. Г. Самарин подарил трудившемуся над обучением детей причту новое, очень удобное помещение, перевозку которого из своего ближайшего Загарского имения, а также ремонт и поставку на новом месте, в Давыдове, принял на свой счет. Благодаря этому школа преобразилась, дала место наплыву новых учеников и дело пошло очень ходко. Теперь Давыдовская школа поступила в ведение земства; в ней обучаются до 35 мальчиков, преимущественно дети местных старообрядцев.

В селе Хотеичах основание школе положил церковный староста И. Симонов. Он выстроил на церковные средства весьма удобное для школы каменное помещение. Земство прислало педагогов, и школа быстро наполнилась детьми. В Хотеичах насчитывается до 4000 жителей, и такому многолюдному селу не иметь школы было бы стыдно. Для промышленного населения Хотеич школа с обыкновенным курсом народных училищ даже не совсем удовлетворительна; сказывается настоятельная потребность в расширении преподавания. В Ильинском погосте, в самом центре Гуслиц, школа открыта очень давно. Она воздвигнута также на церковные средства и отличается изящною архитектурой, чисто в городском стиле. Несчастие этой роскошной школы состоит в том, что здесь учителя как-то все "не ко двору". Преподавание вели и причетники, и земские учителя, и часто школа оставалась совсем без педагогов, пустовала, так сказать, периодически. Теперь только преподавательское дело наладилось; замечается и наплыв учеников. В монастырской школе, при Спасо-Преображен-ском Гуслицком монастыре, и в с Запонорье, в местной церковноприходской школе, основанной нынешней зимой, преподавание ведется совсем другим образом. Здесь в употреблении часословы и псалтыри, дословно перепечатанные со старинных московской единоверческой типографией. Этими учебниками старины имеется в виду привлекать в школы старообрядческих детей. В монастырской школе из 120 учеников две трети старообрядческих детей, а в новой запонорской школе воспитанники исключительно из старообрядческих семей. В распространении грамотности в Гуслицах играют немаловажную роль и собственно старообрядческие школы. Доморощенные староверческие школы существуют здесь, нужно заметить, очень давно, почти одновременно с распространением раскола. Старообрядческие школы находятся в деревнях: Бе-ливе, Завольной, Мисцовой, Петрушиной, Заполи-цах и Слободищах. Здесь господствует стародавний способ обучения; старообрядческие педагоги ни за что не могут отрешиться от преданий старины глубокой и продолжают просвещать подрастающее староверческое поколение тем же бестолковым долблением Псалтыря и Часовника, как делали их отцы и деды. Старина во всем и везде. Вот что значит упорная приверженность ко всему старинному! Курс в старообрядческих школах, кроме чтения по церковнославянским книгам и на старинный манер каллиграфии, пополняется изучением слегка кратких катехизисов, издания московской единоверческой типографии, и старинного крюкового пения. Вот и вся древлеправославная премудрость. В большем просвещении старообрядцы и не нуждаются, а пастыри их и наставники твердят, что многому-то и грешно учиться.

"Московский листок", 1886, № 199, 20 июля.
По городам и селам, Гуслицы, 15 июля (от нашего корреспондента)

Бумаго-ткацкое дело, развившееся было в Гуслицах до широких размеров, теперь постепенно упадает. Убедительным доказательством разрушения здешней фабричной промышленности являются опустевшие фабричные корпуса, с забитыми окнами, и заколоченные наглухо красильные заведения, из труб которых уже не показывается дымок Некоторые фабриканты еще тянутся пока, выдавая работы деревенским обывателям, которые ткут на первобытных ручных станках, по ценам крайне дешевым, так что рабочему человеку едва-едва хватает на хлеб.

На Нижегородскую ярмарку товаров отправлено здешними фабрикантами самое незначительное количество. Другие из фабрикантов ездят на ярмарку в Нижний лишь караулить свои лавочки или сдать в аренду кому-нибудь на время ярмарки. Прежние поездки — кутнуть на ярмарке, вообще поразвлечься, уже вывелись из употребления: бешеных денег не стало, и вся дурь разом прошла. "Да, времена изменились", — тяжело вздыхают фабриканты о минувших днях, которых, видно, не воротишь.

Обыватели Гуслиц, приноровившиеся было чуть не поголовно к ткацкому станку, теперь обнаружили старинное прилежание к матушке-сохе, исконной кормилице земли Русской. Тут дело, по-видимому, вернее всего. Заброшенные поля и пустоши стали старательно разделывать и засевать; а прежде не находили расчетов пахать.

Только вот нашим хмелеводам не очень счастливится. Немцы-пивовары бракуют гуслицкий хмель — да и только. Между тем гуслицкие садоводы прилагают все старание, чтоб разделать свои хмельники не хуже богемских, руководствуясь указаниями нашего известного садовода, покойного Н. И. Железнова и г. Шредера, садовода Петровской земледельческой академии. Выписываются из-за границы корни лучших баварских пород тратятся на обработку хмельников последние средства — и в конце концов весь труд напрасный. У многих из здешних хмелеводов остается на руках еще хмель прошлогоднего урожая. Скупщики предлагают за него 5—6 рублей за пуд, тогда как каждый пуд себе обходится 7—8 рублей. Несомненно существует стачка между немцами-пивоварами, которые бракуют русский хмель с тем, чтобы убить совсем в России эту важную сельскохозяйственную отрасль и направить в Россию заграничный хмель*.

* Энциклопедический словарь
"Брокгауза и Ефрона*, т IX-a, СПб, 1893, с. 924

Гуслицкое хмелеводство. Крестьяне Гуслиикого района, наиболее важного в русской хмелеводной области, вследствие недостатка земли и малой ее плодородности, уже с давних пор занялись разведением хмеля (брускового, починского или рыхляка и скрыпучника) и вывели лучший из русских его сортов — "гуслицкий", или "гуслях". Особенно процветало г. хмелеводство в сороковых годах, при отсутствии конкуренции; но с 1844 г. начался ввоз к нам более ароматического заграничного хмеля, который пивовары предпочли г., отчего последний сильно понизился в цене (до 3 руб. за пуд); разведение его сделалось убыточным, и к началу 70-х гг. г. хмелеводство пришло в совершенный упадок. Но вскоре оно успешно возродилось, благодаря поддержке, оказанной правительством. С 1873 года министерство государственных имуществ начало выписывать для Гуслиц иностранные сорта хмеля: богемский или ранний красный жатецкий (заацкий), как наиболее соответствующий местным климатическим условиям, и ранний баварский (шпальтский) и швецингенский, преимущественно пригодные для приготовления употребляемого у нас крепкого баварского пива. Хмель, полученный от богемского сорта, хотя и потерял некоторые свои качества, но по содержанию лупулина и урожайности оказался гораздо выше местного "гусляка" и уже в 1876 г. продавался столичным пивоварам по ценам от 2 до 5 раз высшим, чем туземный. В 1879 г. начали его вывозить даже за границу. Затем г. хмелеводство заметно стало поправляться, но в последние годы снова слышны жалобы на упадок. Возрождению культуры хмеля в Гуслицах очень много помогли своим содействием и указанием Н. И. Железное и Р. И. Шредер.

"Старообрядцы", № 5-6, 1909
Нижний Новгород,

ЖИЗНЬ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

Беливский приход (в Гуслицах). Наш старообрядческий приход свое начало берет со средних годов XVII столетия.

По милости Божией наш приход во все это время беспрерывно имел священника. Правда, деятелям прихода приходилось в церковном деле много приложить усилий, для того чтоб приход не оставался без священника.

Священников приходилось искать далеко от своего прихода. Делегаты Беливского прихода иногда делали поездки за батюшкою за 600 верст. Приход поголовно весь грамотный, трудолюбивый, имеющий 8 селений: Беливо, Загряжская, Тереньково, Смолево, Новое, Стенинская, Дуброво и Заволинье, с 5-ю тысячами прихожан. Материально средствами всегда был хорошо обеспечен. По селениям (в каждом селении) имелось две-три школы грамоты и крюкового пения. Этим и объясняется грамотность гусляков. Беливо всегда было центром грамотности среди своего прихода и соседних Гуслицам приходов, особенно крюкового пения. Сюда учиться славянской грамоте и крюковому пению приезжали далеко и из соседних губерний.

В конце XVII столетия наш приход с невероятной быстротой в церковном деле идет вперед. Основанные школы славянского чтения и крюкового пения начинают давать хорошие результаты. Из соседних старообрядческих приходов поступает массовое требование на учителей славянского чтения и крюкового пения. Все эти требования немедленно удовлетворяются, так сказать, самородными педагогами беливских приходских школ. Одновременно с этим основанный старообрядческий мужской монастырь в 2-х верстах от Белива, на границе Московской, Владимирской и Рязанской губерний, быстро начинает развиваться. Поступление братии в монастырь начинается быстро. Увеличивается число зданий монастыря. Строится новый летний храм. Также спешно началась постройка здания для школы славянского чтения и крюкового пения. С окончанием постройки школа немедленно начинает функционировать. Число желающих учиться в первый год существования школы превзошло все ожидания. По совету игумена монастыря о. Леонтия с братией решили в школу допускать учеников и прихожан беливского прихода какого угодно возраста, за исключением женщин.

На другой же год существования школы ее здание пришлось увеличить, так как на состоявшемся совете игумена с братией решили в монастырскую школу принимать учеников и из соседних старообрядческих приходов.

Популярность монастыря прошла по всем ближайшим старообрядческим приходам. Все ближайшие приходы изъявили горячее согласие поддерживать материально монастырь.

На средства всех гуслицких приходов при монастыре собирается богатая библиотека древней славянской церковной литературы (в 40-х годах минувшего столетия во время разорения этого монастыря властями библиотека была частью вывезена в Беливо, частью же пропала неизвестно где)*.

* Здесь и далее по тексту: минувшее столетие — XIX век, настоящее время — начало XX в.

Монастырская школа с редкостною библиотекою много сделала хорошего для грамотности гуслицких приходов.

Сеть школ, рассеянная по гуслицким старообрядческим пунктам, во главе с монастырскою среди гусляков признается главным отпором о. миссионерам господствующей церкви в дни проповеди о "гибели" старообрядчества без священства. Как рассказывают деды, проповедь учителей старообрядческих школ беливского прихода проникла в уста учеников, как огонь, и оставалась в них до самой смерти. Из числа братии монастыря и прихожан беливского общества образовывается кружок для изыскания нужных исправлений древнего церковного крючкового пения. По совету обоих сторон работа кружка производится при монастырской библиотеке На первых порах кружок собирает массовое число книг древнего церковного крючкового пения. Занятия кружка начинают быстро, так что в первые же два месяца (ноябрь—декабрь 1803 года) кружок исправляет "Октай учебный". Последовательно так же им перерабатываются и другие певчие крючковые книги.

Во всех делах на пользу церкви монастырь с беливским приходом остается солидарным. В это же время члены беливского прихода принимают горячее участие и в делах соседних старообрядческих приходов на пользу Христовой церкви. Как советами, так и личными участьями в ходатайстве к властям по делам церкви. Светлые страницы деятельности членов беливского прихода занесены в историю Карамзина и другие тому подобные научные труды.

Развившиеся школы славянского чтения и крючкового пения по селениям беливского прихода выпускают массовое количество учеников, прекрасно подготовленных как кандидатов во священники, дьяконы, уставщики, чтецы и певцы. Но в виду сильных притеснений со стороны властей, они вынуждены оставаться при своем приходе. Так продолжал развиваться беливский приход с 60-х годов XVIII столетия.

В 60-х годах минувшего столетия у беливского старообрядческого прихода начинается новая эра. Божиими судьбами посланными старообрядческой церкви присоединение к старообрядческой церкви митрополита Амвросия Белокриницкого — беливский приход начинает функционировать во всю. Ученики школ беливского прихода, как обладающие способностями для вышеназванных должностей, быстро начинают разъезжаться в разные стороны матушки России. Из всех селений беливского прихода рукополагают священники, дьяконы. Также чтецы, уставщики и певцы. Причт беливского прихода и в настоящее время имеется в обеих наших столицах, в Москве и Петербурге, почти во всех городах, центре и окраинах России.

С 1853 года по 1899 год в беливском приходе священником был о. Иоанн Михайлов Шутиков. В настоящее же время в Беливе священствует о. Петр Павлов Пронин. (С 1899 г. по февраль прошлого года (1908-го. — Прим. ред.) беливский приход был без священника). В Беливе сейчас два храма.