С.С. Михайлов

КРЕСТОДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ ПОГОСТА СЕЛНА.

Одним из старейших гуслицких приходов, известных еще с дораскольных времен, был приход храма во имя Воздвижения честнаго Креста Господня древнего погоста Селна. Ныне территория прихода поглощена разросшейся деревней Давыдове, а находилась она на месте современной давыдовской больницы.

Во время Никонова раскола само здание храма оказалось у новообрядцев, а значительная часть прихожан осталась верной старой вере и построила в Давыдове Крестовоздвиженскую храм-моленную, которая, разумеется, в течение длительного исторического периода неоднократно меняла места, перестраивалась. История самого Крестовоздвиженского храма, вернее тот период, когда он был единоверческим, частично описана в вышедшей в 2001 году небольшой книге С. Михайлова "Единоверческие храмы в Гуслицах"1 , но с того времени в результате архивных изысканий был найден новый интересный материал и появился повод вернуться к этой теме.

В своем труде «Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII ст.» известные церковные историки В. и Г. Холмогоровы о селинском храме пишут следующее:

«Ц. Воздвижения честнаго Креста Господня и св. мученика Никиты на погосте Воздвиженском, на речке Сушице.

По писцовым книгам Московского уезда 139—141 (1631—1633) годов в волости Сельне находился «погост, на речке Сушице, а на погосте церковь Воздвижения честнаго Креста Господня да церковь мученика Никиты; пашни церковные паханные 4 чети, да лесом поросло 6 четей в поле, а в дву пото-муж, сена 20 копен, лесу пашенного 3 десятины, а непашенного 2 десятины». По окладу 139 (1631 г.) «дани 9 алт. с деньгою, заезда гривна»...»

Далее Холмогоровы пишут: «В 1710 г. на погосте Воздвиженском, в Селин-ской волости, две церкви деревянные Воздвижения Господня и св. мученика Никиты. При церквах были священники: Ияков Григорьев 1680 г., Иван Яковлев 1710 г.; дьячки: Артемий Григорьев 1680 г., Василий Артемьев 1710 г.; и пономари: Дементий Григорьев 1680 г. и Федор Родионов 1710 г.»2 .

Это первое известное упоминание о Крестовоздвиженском храме погоста Селна (Сельна), относящееся к началу XVII века. Сказано в нем и о том, что на погосте был второй деревянный храм, посвященный великомученику Никите. Но скорее всего этот второй храм в течение XVIII столетия был упразднен, так как уже в начале XIX века на погосте значится только один Крестовоздвиженский храм. Следует полагать, что до 90-х годов XIX века сохранялся именно тот деревянный храм, который упоминают Холмогоровы. Более поздние документы ссылаются на местные предания, по которым церковное здание было построено прихожанами во времена патриарха Филарета3.

Местность, где располагался приход храма погоста Селна, была почти сплошь старообрядческой. Ее жители крепко держались исконных русских христианских обрядов. Испокон веков значительная территория, располагавшаяся к северо-западу от Гуслицы и тянувшаяся далеко, почти до современных Дрезны и Павловского Посада, носила название «Заход» или «Заохот». В древности Заход не входил в состав Гуслицкой волости, но после ее упразднения название «Гуслицы» распространилось и на ряд соседних территорий. Тогда часть Захода, в первую очередь земли Крестовоздвиженского и соседнего Покровского (с. Запонорье) приходов, также стала гуслицкой. Даже в конце ХIХ века в двух вышеупомянутых приходах насчитывалось всего десятка два дворов, исповедовавших новую веру, все остальное население было старообрядческим4.

Согласно сведениям начала ХГХ столетия, а именно за 1804 год, когда в Крестовоздвиженском храме священствовал о. Ефрем Иванов, в приходских деревнях Ляхово, Давыдово, Горе, Костине, Яковлевской, Анциферове и других — всего 247 дворов с 782 мужчинами и 798 женщинами — не было ни одного человека новой веры. В росписи 1821 года о бывших у исповеди и причастия значатся только священник Евдоким Николаев, дьячок «Марка» Дмитриев, пономарь Илларион Кузьмин, а также члены их семей — всего три двора. «А прихожане показанной Крестовоздвиженской церкви, состоящие из крестьян удельного ведомства, поелику все находятся в расколе, а мы, священноцерковнослужители, в их домы не входим и потреб у них никаких не исправляем...» — писали своему епархиальному начальству члены селинского причта5.

В 1852 году начинается новый период в жизни Крестовоздвиженского храма, когда он, «в виде опыта», по резолюции уже другого Филарета — митрополита Московского, переводится на правила единоверия и в нем разрешается богослужение по старопечатным книгам6. Епархиальные власти наконец-то решились на открытие в Гуслицкой старообрядческой местности первого единоверческого прихода, задачей которого была борьба с местным староверием и постепенное обращение населения в новую веру. Епархиальной власти терять было особенно нечего: православных прихожан в приходе насчитывались единицы. В ряде источников появление единоверия в селянском приходе относят к 1830—1840-м годам, а иногда даже и к «самому началу единоверия»*.

В 1830— 1840-х годах речь идет о храме, еще не бывшем в единоверии. Год перевода храма на правила единоверия — 1852-й — также подтверждается и материалами дела о передаче в Крестовоздвиженскую церковь икон, книг и вещей, взятых в моленной деревни Кузнецы Богородского уезда. Рассматривалось дело Московской духовной консисторией в феврале 1853 — марте 1854 года, когда единоверческая церковь была названа «вновь устроенной». Однако это обстоятельство все равно не умаляет лавров храма в Селне как первого и старейшего гуслицкого единоверческого прихода. В вышеупомянутом деле содержатся еще некоторые любопытные сведения о начале единоверия в селнинском храме. Церковное здание, которому к тому времени было уже не одно столетие, сильно обветшало и на средства разных благодетелей было отремонтировано. Именно тогда вместо прежней тесовой кровли храм впервые покрыли железом и оштукатурили. Благотворители устроили новый иконостас, куда и предполагалось поместить иконы из разгромленной старообрядческой моленной в Кузнецах. В 1852 году "г-жа ротмистрша» Александра Заливская после смерти своего отца — московского старообрядца купца Дениса Сычкова — пожертвовала на значительную сумму старообрядческих книг. Однако, по мнению новоявленных единоверцев, книг явно недоставало, что и заставило их просить часть имущества кузнецовской моленной, закрытой властями в 1851 году7.

Единоверческий храм в Селне быстро оказался под контролем миссионерского Братства св. Петра Митрополита, занимавшегося борьбой с старообрядчеством. Братство имело при храме и в его приходе церковноприходские школы, направляло сюда своих миссионеров.

К 1890-м годам старинный Крестовоздвиженский храм уже совсем обветшал. И причт в лице священника о. Назария Лузина, исполняющего должность псаломщика Якова Трусова и церковного старосты Евдокима Михайлова обратился за помощью в деле строительства нового церковного здания к известному фабриканту и благотворителю А.В. Смирнову, у которого в деревне Ликино была фабрика. Одновременно было подано прошение на имя викарного епископа Можайского Тихона с просьбой разрешить перестройку. Указывалось, что храм «за давностью лет пришел в величайшую ветхость» и угрожал опасностью обвала. По документам этого дела значится, что церковь была деревянная, на каменном фундаменте, с деревянной колокольней, крыта железом, внутри оштукатурена. Утварью храм был достаточен. Дело рассматривалось в декабре 1892 — феврале 1893 года и разрешилось положительно. Епархиальная власть дала разрешение на разборку прежнего и строительство нового здания8. Уже в 1893 году, по другим данным в 1896-м, храм был построен.

Хотелось бы подробнее остановиться на личности упомянутого единоверческого священника о. Назария Лузина. В Центральном историческом архиве Москвы, в фонде Московской духовной консистории, сохранилось немало дел о «незаконных» старообрядческих храмах-моленных в приходе селинской Крестовоздвиженской церкви, начатых после очередных доносов о. Назария. В качестве примера можно привести дело 1892—1893 годов о моленной в деревне Ко-стино9. Пузин старался вредить старообрядцам как только мог. Те были вынуждены зачастую отвечать тем же. В миссионерской периодике в это время частенько встречаются упоминания о «безобразиях» «раскольников» в селинском приходе то в церкви Пузина передразнивали, то еще что-то в этом роде. Пузин служил в Крестовоздвиженском храме до 1894 года. Есть очень интересные сведения о последующих «подвигах» единоверческого священника. В старообрядческом журнале «Церковь» за 1910 год рассказывается, как Пузин в 1895 году объявился в среде староверов-беглопоповцев в станице Червленная на Тереке. Он прикинулся беглым священником, желающим перейти в старую веру. Местные казаки-старообрядцы, поверив в его искренность, приняли перебежчика. Но, как оказалось вскоре, Пузин явился в Червленную, чтобы хитростью постепенно привести своих новых прихожан в единоверие. Завоевав доверие, закрепившись в местном старообрядческом храме, он быстро обнаружил свои истинные намерения. Храм был объявлен единоверческой церковью, а его прихожане — единоверцами. Протесты старообрядцев везде наталкивались на глухую стену: духовная и светская власть были на стороне попа-проходимца и поддерживать «раскольников» не желали10. Слава Богу, что Гуслицы оказались избавленными от такого священнослужителя!

Единоверческой селинская Крестовоздвиженская церковь после построения нового здания оставалась недолго. В документах 1910-х годов она упоминается как обычный храм, не единоверческий. Хотя в тех же источниках другие гуслицкие храмы, в Мальково и Авсюнино, пишутся именно единоверческими. Ошибки здесь быть не может. Видимо, деятельность Братства св. Петра Митрополита привела к тому, что немногочисленные прихожане храма быстро забыли про веру и обряды предков и перешли на чисто новый обряд. Здесь епархиальная власть, видя, что дело сделано, с чистой совестью упразднила местное единоверие.

В тех же документах, к примеру, в клировой ведомости за 1916 год, содержатся интересные сведения о Крестовоздвиженском приходе и о самом храме. Построенная в 1896 году (согласно ведомости) потомственным почетным гражданином А.В. Смирновым церковь представляла собой деревянное здание на каменном фундаменте, крытое железом. Храм также имел деревянную колокольню, на каменном фундаменте, крытую железом. Внутри церковь была оштукатурена и имела две изразцовые печи. Престол в храме был только один — во имя Воздвижения честнаго Креста Господня. По штату в церкви несли службу один священник и один псаломщик. Дома для причта построил в 1906 году на свои средства тот же А.В. Смирнов. На причт из казны было положено в год 514 рублей 50 копеек жалованья. Кружечных доходов собирали мало за 1916 год всего 60 рублей 73 копейки. Из других источников дохода указаны аренда земли, дававшая 86 рублей в год, и проценты с неприкосновенного капитала — 4 рубля 50 копеек в год. При Крестовоздвиженском храме действовала церковная школа, помещавшаяся в доме Братства св. Петра Митрополита. Она содержалась на средства попечителя П. Л. Воробьева (200 рублей в год).

В храме согласно клировой ведомости за 1916 г. служил священник Федор Николаевич Ефимов, 51 года, определенный в священники к храму 14 марта 1905 года. Помимо него при церкви значился приписной священник Александр Николаевич Некрасов, 58 лет, учитель Гуслицкой второклассной школы. В приходе он служил с 1 сентября 1907 года. Псаломщиком при церкви состоял с 5 января 1901 года Косьма Абрамов Яковлев. В приходе числилось 30 дворов (67 мужчин и 61 женщина), из которых 4 двора (7 мужчин и 8 женщин) принадлежали лицам духовного звания11.

Сохранились интересные сведения о Крестовоздвиженском храме за 1920 год. Они отражают положение в нем в первые годы Советской власти. В это время здесь еще служил о. Федор Николаевич Ефимов, который с 20 сентября 1918 года одновременно исполнял и обязанности священника в соседнем селе Запонорье. Должность псаломщика также продолжал исполнять 56-летний Косьма Абрамов. Упоминалось, что в 1920 году храм посетил епархиальный преосвященный. Кружечных сборов за год набралось 10 000 рублей. Приход в это время составляли 1717 дворов старообрядцев (4555 мужчин и 5385 женщин) и 29 дворов новообрядцев (61 мужчина и 61 женщина). Распределялись дворы следующим образом: Селино-Давыдово — 2 двора (4 муж и 4 жен.), Ели-зарово 2 двора (3 муж и 5 жен.), Заволинье — 16 дворов (35 муж и 34 жен.), Ку-ровская — 3 двора (9 муж и 7 жен.), Беливо — 3 двора (6 муж и 5 жен.), Кости-но — 1 двор (1 муж. и 2 жен.), Гора — 1 двор (1 муж и 1 жен.), Яковлевская — 1 двор (2 муж. и 3 жен.). Также отмечалось, что из всех 29 дворов заселены постоянно — 6, жители остальных дворов находились в отлучке12. Крестовоздвиженский храм был закрыт в 1929 году. По этому поводу в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), в фонде ВЦИКа сохранилась переписка 1929— 1930 годов. Дело в том, что после официального закрытия культового здания местными властями община верующих по закону могла в двухнедельный срок обжаловать это действие ВЦИКе. Однако попытка спасти церковь не увенчалась успехом. В переписке есть бумага от Куровского райисполкома от 26 октября 1930 года, в которой говорится, что верующие в 1929 году из-за невозможности платить необходимую страховку сами отказались от храма, сдав ключи в райфо. Но тогда возникает вопрос: зачем община пыталась обжаловать решение о закрытии храма? В документах переписки несколько раз упоминается, что храм когда-то был единоверческим. На момент закрытия община селинского храма насчитывала всего десять человек Оставшись без церковного здания, они перешли в храм села Николо-Загарье Павлово-Посадского района. Имущество храма сразу же было ликвидировано, а здание передано под «культ, нужды»13 и использовалось как клуб. В 1950—1970-х годах бывший храм оказался на территории пионерского лагеря, и в нем также разместили клуб. При строительстве нынешнего здания больницы в Давыдово в конце 1980-х годов церковь перенесли на окраину деревни, на берег Давыдовского озера. Поначалу в церкви устроили спортзал, а затем помещение пустовало. В ноябре 1996 года здание Крестовоздвиженского храма сгорело.

Такова изложенная вкратце история одного из храмов Гуслиц, начавшаяся еще в далекие дораскольные времена. Храм оказался в господствующем исповедании, был единоверческим, затем снова возвращен в господствующий обряд, закрыт в безбожное время. Разумеется, полная история Крестовоздвиженского храма погоста Селна еще не известна. Работа по ее исследованию только началась.

Примечания:

Эти сведения вводили в заблуждение, но в обнаруженных в архивах документах указана конкретная дата.

  1. Михайлов С. Единоверческие храмы в Гуслицах. — Куровское, 2001. С. 16-21.
  2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Вып. 6. Вохонская десятина. М., 1888. С. 21.
  3. Центральный исторический архив Москвы (далее — ЦИАМ), ф. 203, оп. 462, д. 16, л. 2.
  4. Братское слово. — М., 1888. №4, С. 287.
  5. ЦИАМ, ф. 203, оп. 206, д.З 30, лл. 1-3.
  6. ЦИАМ, ф. 203, оп. 462, д. 16, л. 2.
  7. ЦИАМ, ф. 203, оп. 275, д. 17, лл. 1-37.
  8. ЦИАМ, ф. 203, оп. 262, д. 16, лл. 1-10.
  9. ЦИАМ, ф. 203, оп. 385, д. 20, лл. 1-19.
  10. Церковь. - 1910. № 1.С. 12.
  11. ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 179, лл. 116-122.
  12. ЦИАМ,ф. 2127, оп. 1, д. 480, лл. 46-50.
  13. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 1235, оп. 66, д. 452, лл. 128-179 об.