А. Глаголевский, священник
Краткий очерк развития и состояния церков-но-школьного дела в местности, именуемой Гуслицы, Богородского уезда Московской епархии.
Столь известная Гуслица, находящаяся в юго-восточной части Богородского уезда Московской епархии, почти сплошь заселена старообрядцами почти всех главных толков, но по преимуществу приемлющими так называемое австрийское священство, — окружниками. Всех старообрядцев, населяющих Гуслицу, насчитывают приблизительно около 65 000 человек мужского пола. Несмотря на такую густоту населения, до 1888 года местность эта была очень бедна школами. В то время было — если не принимать во внимание школы старообрядцев, в которых учили малограмотные учителя старообрядческие, с трудом обучавшие кое-как бессмысленному чтению по часослову и псалтырю, а некоторые и крюковому пению всего в Гуслицкой местности 6 школ земских и 6 церковноприходских. Такое ничтожное количество школ отчасти объясняется вообще заброшенностью и отдаленностью Гуслицы от уездного центра, отчасти же, и, можно даже сказать, главным образом, — инертностью и нежеланием самих старообрядцев заводить "никонианское училище". С 1888 года по инициативе покойного известного архимандрита Павла Прусского, всегда болезновавшего сердцем о старообрядцах, было обращено особое внимание на Гуслицу епархиального начальства, и пришло на помощь церковно-школьному делу Братство св. Петра Митрополита, которое на свои средства стало строить школьные здания и содержать школы. Так, им были выстроены школы: Костинская, Новинская, Авсюнинская, которая в 1906 году была переделана на церковь-школу. Эти братские школы наряду с другими гуслицкими церковными школами в учебно-административном отношении были до 1896 года в ведении Богородского уездного отделения Московского епархиального училищного совета. В 1896 году для более удобного заведования школами в Гуслицах они были выделены из Богородского уезда в особый Гуслицкий округ, в состав которого вошли приходы: Гуслицкий, Хотеический, Селинский, Запонорский, Рудневский, к которому была приписана громадная старообрядческая деревня Губиновская Покровского уезда Владимирской губернии, Мальковский и часть прихода села Осташева Бронницкого уезда Московской епархии. Для заведования церковноприходскими школами по благословению высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского, в Гуслицком округе было открыто особое Гуслицкое отделение Московского епархиального училищного совета, первым председателем которого и первым Гуслицким наблюдателем был протоиерей Московской Богоро-дицерождественской на Бутырках церкви Христофор Константинович Максимов. Членами вновь открытого отделения были: игумен Гуслицкого монастыря Геннадий, священник села Гуслицы А.И. Гла-голевский, священник с. Запонорья Валериан Цветков, священник с. Селина Владимир Смирнов, иеродиакон Гуслицкого монастыря Михей и ревнители православия в Гуслицах местные крестьяне Петр Воробьев и Николай Ефимов. Заботами Гуслицкого отделения было, прежде всего, приискание средств на открытие новых церковноприходских школ на Гуслицкой местности и поддержку уже существующих, о чем на первом же заседании Гуслицкого отделения и было постановлено ходатайствовать пред Епархиальным училищным советом. Епархиальный совет благосклонно отнесся к этому ходатайству, и к следующему уже году были отпущены казенные средства на содержание гуслицких школ. Затем гуслицкая Спасо-Преображенская обитель также пришла на помощь и пожертвовала 9000 рублей на перестройку и приспособление монастырской школы, которая была преобразована во второклассную школу с особым миссионерским курсом по истории и обличению раскола. С образованием особого Гуслицкого отделения начало расти число школ в Гуслицах, так что в настоящее время в Гуслицком округе, кроме второклассной школы и при ней образцовой одноклассной, существует 16 школ одноклассных и 11 школ грамоты, в которых учителями состоят окончившие курс в местной гуслицкой второклассной школе и почти во всех школах грамоты ведут учебное дело с достаточным успехом по программам одноклассных церковноприходских школ.
Местное старообрядческое население, вначале враждебно относившееся к открытию в их деревнях церковных школ, мало-помалу стало привыкать к школам и даже любить их. Так, при открытии Костянской школы старообрядцы, собравшиеся толпою, кричали, что им лучше открыть "кабак", чем школу. В деревне Губинской Братство Петра Митрополита с большими препятствиями приобрело участок земли, и то только благодаря тому, что землю покупал себе известный член Братства потомственный почетный гражданин Алексей Васильевич Смирнов, который как самый участок земли, так и строения, находящиеся на нем, пожертвовал Братству для школ. Для того чтоб приобрести расположение к церковным школам местных старообрядцев, приходилось с особым вниманием относиться к назначению учителей в Гуслицком округе, так как старообрядцы строго следили за учителем, чтоб он не пил вина, не курил, соблюдал посты, поэтому положение учителя в церковных школах Гуслицкого округа было весьма нелегкое, да и теперь остается таким же. Успех школы частью и во многом зависел от учителя, были случаи, что вследствие неудачного назначения учителя родители-старообрядцы отказывались пускать своих детей в школу, и стоило лишь, наоборот, явиться хорошему и опытному учителю, школа опять наполнялась учениками. В гуслицких школах и преподавание особое так, в частности, по Закону Божию молитвы читали по-старообрядчески, при объяснении Символа Веры особое внимание законоучителей обращалось на 7, 9, 10 члены. Довольно подробно разъяснялось учение об Антихристе, о вечности Церкви Христовой и ея Св. Тайн, в особенности о таинстве Священства, о непрерывности в Церкви Христовой Епископского чина, все это разбиралось не только ссылками на Свящ. Писание, но и выдержками из старообрядческих книг, уважаемых самими старообрядцами, так, например, из Большого и Малого Катехизиса, из книг "О вере", "Кириловой", "Маргарита" и прочих, которыми снабжены почти все гуслицкие церковные школы. Так шаг за шагом гуслицкие церковные школы завоевывали себе симпатии местного старообрядческого населения, и в настоящее время нет той школы в Гуслицах, которая не была бы переполнена учащимися, и теперь вместо враждебного настроения к школам старообрядцы стали к ним настолько благосклонны, что во многих деревнях наделили школы земельными участками. Нижеследующие школы имеют свои земельные участки: Костинская, Новинская, Губинская, Климовская, Авсюнинская церковь-школа, Давыдовская, Селинская, Заволинская и Запонорская. А прежде, например, как сказано выше, при открытии Костинской школы старообрядцы, собравшись толпой, кричали: лучше открыть кабак, чем церковную школу. Из всех гуслицких школ только двадцать помещаются в собственных зданиях, остальные же помещаются в наемных квартирах, нельзя сказать, чтоб вполне приспособленных. В этом заключается главный недостаток школ Гуслицкого округа, но недостаток средств заставляет по нужде мириться с этим.
В заключение настоящего очерка считаю необходимым выразить искреннее желание, чтобы училищное начальство обратило свое благосклонное внимание на особо трудное положение учителей Гуслицкого округа, живущих среди старообрядцев, в глухих поселках, где часто бывает, что целыми неделями не увидишь интеллигентного лица, с которым можно бы поговорить о чем-нибудь живом и интересном. Если бы нашлась возможность, то необходимо следовало бы увеличить содержание гуслицких учителей сравнительно с учителями церковных школ других мест Московской епархии. Да поможет же Господь Бог шириться и расти церковной школе в Гуслицах, да будет она путеводною звездою для заблуждающихся братии наших старообрядцев, ведущею их на путь спасения в неразрывном союзе и общении с единою Св. Христовою Православною церковью.
|