М. Сергеев

БЛАГОЕ ДЕЛО.
РАССКАЗ ОБ УСТИНЬЕ ГРИГОРЬЕВНЕ АНДРИЯНОВОЙ.

октябре 2003 года, на Покров, исполнилось 80 лет одной из самых известных и деятельных ныне гуслячек — Устинье Григорьевне Аидрияновой. Имя это хорошо известно в Орехово-Зуевском районе, в состав которого ныне административно входит "Старообрядческая Палестина" — Гуслицы. Устинья Григорьевна, всю свою сознательную жизнь отдавшая родному краю, удостоена звания Почетного гражданина Орехово-Зуевского района, награждена государственными наградами: "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", "За доблестный труд" и другими. Неоднократно она избиралась депутатом районного Совета.

Родилась Устинья Григорьевна в далеком 1923 году, в большой гуслицкой старообрядческой деревне Степановка. Ее семья держалась во всем крепких староверческих традиций, что и повлияло на ее характер. В гуслицких семьях детей испокон веков приучали сызмальства к вере, послушанию, трудолюбию. Все это Устинья Григорьевна пронесла через всю свою долгую и интересную жизнь. Родилась она в период НЭПа, видела коллективизацию, страшную войну 1941—1945 годов, хрущевскую "оттепель", брежневский "застой", горбачевскую перестройку… Почти весь бурный и неспокойный XX век. Всю свою сознательную жизнь Устинья Григорьевна работала, работала в своем родном крае, стремясь к его процветанию и благополучию. Именно на таких людях как она всегда держалась Россия. У. Г. Андриянова, окончив Всесоюзный сельскохозяйственный институт, работала агрономом, директором крупного совхоза "Память Ильича", который объединял не много ни мало 46 деревень, занималась мелиорацией. И практически везде неутомимая гуслячка добивалась больших успехов, была первой.

В 1981 году Устинья Григорьевна выходит на пенсию. Однако было бы странно ожидать от нее спокойного сидения на завалинке. Коренная гуслицкая старообрядка всегда бережно и с любовью относившаяся к своему родному краю, его истории и культуре, начинает заниматься краеведческой работой. После 1917 года гуслицкие история и культура умышленно замалчивались, как неотделимые от старой веры. Устинья Григорьевна стала первой, кто начал говорить об их изучении и сохранении. Еще во время работы на посту директора совхоза она старалась сохранять и восстанавливать парки и плотины старинных усадеб, которые находились на вверенной ей территории. Впоследствии У.Г. Андриянова стала инициатором восстановления старинного парка владельцев Гуслиц XVIII века Лопухиных, располагавшегося вблизи деревень Степановка и Богородское. Также была восстановлена старинная плотина на реке Вольная, которую местные жители ныне так и зовут. "Устина плотина".

В 1985 году Устинья Григорьевна Андриянова была удостоена звания Почетного гражданина Орехово-Зуевского района. В этом же году, когда наша страна отмечала 40-летие победы в Великой Отечественной войне, в ее родной Степановке, откуда на войну ушло несколько сотен человек и 176 из них пали, защищая Родину, началась работа по посадке мемориального парка. Идея, разумеется, принадлежала Устинье Григорьевне и очень понравилась степановцам. Было решено в память о каждом не вернувшемся с войны земляке посадить голубую ель. Все хлопоты по созданию парка и поиску саженцев взяла на себя У. Г. Односельчане также подключились к этому святому делу. Однажды утром было замечено, что рядом со школой, где решили сажать деревья, появились ямки для их посадки. На следующую ночь картина повторилась. Так местные степановские жители-старообрядцы, по старой традиции, принимали участие в благом деле, не афишируя своих заслуг. Парк был посажен, все деревья прижились, хотя, по словам специалистов, голубая ель не приживается в фунте аналогичном песчаному и болотистому фунту гуслицкой земли. Возле каждого дерева была установлена табличка с фамилией погибшего. В центре был поставлен памятник в виде скульптуры воина. Несколько позже, как только в стране изменилось отношение к вере, рядом был установлен высокий, в два человеческих роста, осьмиконечный Крест. Перед ним ежегодно 22 июня, в день начала войны, степановские старообрядцы молятся панихиду по не вернувшимся с войны односельчанам.

Через два года, в 1987 году, в пустующих классах степановской школы, расположенной рядом с парком, Устиньей Григорьевной был устроен музей посвященный прошлому деревни. В одном из классов был восстановлен интерьер старообрядческой избы. Все экспонаты У.Г. Андриянова собирала сама, обращаясь за помощью к землякам. При музее собран богатый архив, в котором хранятся документы, посвященные как самой Степановке, так и другим соседним гуслицким селениям. Устинья Григорьевна и далее проводит работу по поиску свидетельств о прошлом края. В государственных архивах найдены подворные переписи гуслицких селений, ревизские сказки, другие документы. Также проводится и полевая работа. Поскольку Устиныо Григорьевну хорошо знают в крае, многие помнят ее по прежней работе в совхозе, мелиорации и др. В родной Степановке она поставила себе задачу восстановить родословные земляков до 6 и 7 колена и далее.

Устинья Григорьевна не только сама занимается изучением гуслицкой истории. К ней обращаются и другие исследователи края. Нужна историческая справка о той или иной деревне — бегут к Устинье. Помощь оказывается всегда. Устинье Григорьевне Андрияновой благодарны и все серьезные ученые, которые проводили исследования Гуслиц, их истории, фольклора. Последний также стал изучаться благодаря нашей героине. Восток Подмосковья, в том числе и Гуслицы, сохранил уникальный пласт народного фольклора и музыкальной культуры. В деревнях еще помнили старинные кадрили, троицко-семицкую обрядность. Причем в каждой деревне было что-то свое уникальное, что не встречалось более нигде. Устинья Григорьевна сама собирала кадрили по деревням, восстанавливала их, помогала в работе и профессиональным ученым-исследователям фольклора. Благодаря этой работе уникальная культура Гуслиц, веками бережно сохранявшаяся старообрядцами, не сгинула бесследно.

Но У.Г. Андриянова не только занимается сбором и изучением исторической и фольклорной информации. Все это надо передать следующим поколениям гусляков. Устинья Григорьевна в Степановке работает с юными гусляками, обучая их традиционным памятникам местного фольклора. Она ведет уроки краеведения в школах Степановки и Абрамовки. Считая, что необходимо дать детям трепетное отношение к памяти предков, научить их не бояться кладбищ, старых могил, она собрала ребят и вместе с ними стала приводить в порядок захоронения известных земляков. На кладбищах гуслицких деревень немало сохранилось каменных надгробий, лежащих на могилах богатых гусляков, которые прежде развивали экономику края. Одними из них были Муравлевы, основавшие в середине ХГХ столетия ткацкую фабрику в соседней деревне Абрамовка. Под руководством Устиньи Григорьевны ребята привели в порядок муравлевские и другие захоронения, очистили старинные надгробия, обвели краской надписи на них, чтобы проходящие могли прочитать их и отдать долг памяти славных земляков-староверов.

Согласно исконной русской традиции, самым важным делом было построение храма. В 1994 году была создана христианская община, и встал вопрос о строительстве храма. Разумеется, и здесь не обошлось без Устиньи Григорьевны. Именно благодаря ее хлопотам, ее связям, был выделен участок земли, нашлись благодетели, которые дали необходимые средства, стройматериалы и пр. В наше время частенько случается, что люди, прежде гнавшие веру, высмеивавшие и притеснявшие верующих, в дань современной моде "работают в церквах подсвечниками". Но к У.Г. Андрияновой это не относится. В подтверждение этому приведем только два факта. Когда после войны наша героиня встретила своего будущего мужа, то воспитанная в строгой старообрядческой семье, она поставила ему условие, что не вступит в брак без венчания. И, несмотря на то, что она была комсомолкой, а он партийным, молодая пара вступила в христианский брак в старообрядческом храме гуслицкого селения Шувое. Второй случай имел место уже в эпоху "застоя". Начальство приказало У.Г. Андрияновой уничтожить родник, располагавшийся вблизи селений Степановка и Авсюнино. А родник этот был не простой. Когда-то в нем был обнаружен серебрянный осьмиконечный Крест, хранившийся впоследствии в одной из степановских моленных. Было это на Преполовение, и с тех пор ежегодно, на Преполовение, а также на Казанскую, на источнике собирались на молитву. На роднике происходило немало чудесных исцелений, и он почитался всеми местными старообрядцами. Выполнить распоряжение начальников означало совершить страшное преступление против святыни. Устинья Григорьевна сделала все, чтобы источник не был поруган и засыпан. Слава Богу, отделаться от воинствующих богоборцев из чиновничьих кабинетов пришлось только ценой выговоров и замечаний. А родник до сих пор бьет в густых зарослях ольхи, его посещают верующие старообрядцы и ежегодно на Преполовение и Казанскую здесь устраиваются молебны.

Несмотря на свой возраст, Устинья Григорьевна Андриянова по-прежнему старается быть в гуще жизни. Ее не застать дома с раннего утра и до вечера. На ней храм, где она ведет всю бухгалтерию, забота о своем детище — степановском музее, работа по экологии края, фольклор и многое другое. И ни одно из выше перечисленного она не хочет оставлять, к каждому из этих дел у нее лежит душа, везде она чувствует свою необходимость. Именно на таких людях, старообрядцах, всегда и держалась Россия.

Заслуги Устиньи Григорьевны не остались без внимания и далеко за пределами Гуслиц и Орехово-Зуевского края. В минувшем 2003 году Российский национальный комитет Европейской Фольклорной Культурной Организации отметил существенный вклад У.Г. Андрияновой в сохранении и распространении традиционного наследия и направил ей благодарственное письмо.

Старообрядцы всегда считались передовой и наиболее развитой частью нашего народа. Среди них всегда был высок процент грамотных, а также экономически и культурно активных людей. Староверы-гусляки не были здесь исключением. Гуслицы дали немало купеческих фамилий, во многих деревнях существовало много фабрик и других заведений. Несмотря на страшный удар, который нанес всей нашей культуре 1917 год и последовавший за ним трагический период нашей истории, гусляки не утратили свои лучшие качества. Наглядный пример тому Устинья Григорьевна Андриянова — коренная старообрядка, человек, немало сделавший для своего родного края и продолжающий свой нелегкий но благородный труд.